Стулов Александр Иванович

Фото не найдено

Родился 15 июня 1923 года в деревне Терехово (Дмитровский район Московской области). С 14 сентября 1941 года в рядах Красной Армии, призван Ухоловским РВК (Рязанская область). Окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в 8-м ЗИАП (ВВС Приволжского военного округа). Затем был направлен в Высшую офицерскую школу воздушного боя ВВС КА.

С 25 сентября 1944 года младший лейтенант А. И. Стулов в действующей армии. Воевал в должности лётчика 139-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт). Совершил около 80 боевых вылетов на Як-9, провёл 5 воздушных боёв, побед не имел.

Участник Советско-Японской войны с 9 августа по 3 сентября 1945 года в составе 356-го ИАП (246-я ИАД, 12-я Воздушная армия, Забайкальский фронт), летал на Як-9, побед не имел.

Участник войны в Корее с 1 по 30 ноября 1950 года в составе 139-го Гвардейского ИАП (28-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника (09.11.1950 - Ф9Ф-1).

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 29 мая 1961 года майор А. И. Стулов - в запасе.

Награждён орденами: Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Отечественной войны 2-й степени (29.04.1945, 11.03.1985), Красной Звезды (15.12.1950, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (30.04.1954).


*     *     *

Довольно жаркими днями для лётчиков 64-го ИАК были 9 и 10 ноября 1950 года, когда совместными усилиями обеих дивизий корпуса были отбиты несколько массированных налётов на мосты через Ялуцзян в районе Аньдуня и Сингисю. Было проведено несколько воздушных боёв, в которых участвовало до 50-60 самолётов с обеих сторон, и эти 2 дня боёв стали самыми результативными по количеству одержанных побед.

Сначала в 9 часов утра 9 ноября на отражение налёта палубной авиации ВМС США вылетела семёрка МиГ-15 из состава 139-го ГИАП, ведущим группы был начальник воздушно-стрелковой службы 139-го ГИАП майор Б. В. Бочков. В районе Аньдунского моста они обнаружили большую группу поршневых самолётов палубной авиации ВМС США, которые пытались разрушить этот важный стратегический объект. Налёт на мост осуществляли палубные "Корсары" и "Скайрейдеры" из 11-й АГ ВМС США, базирующиеся на авианосце "Филиппин си". В налёте участвовало 8 AД-2 из эскадрильи БA-115, около 20 Ф4У "Корсар" из эскадрилий ВФ-113 и ВФ-114, которых сверху прикрывали 2 восьмёрки реактивных палубных истребителей Ф9Ф "Пантера" - эскадрилий БФ-111 и БФ-112.

Вот с ними и столкнулись над мостом лётчики 139-го ГИАП. По сути, это был первый бой для лётчиков 1-й АЭ этого Гвардейского полка, поэтому в боевом азарте они бросились в гущу самолётов противника, и завязался беспорядочный бой. Командир 1-й АЭ капитан М. Ф. Грачёв и командир группы майор Б. В. Бочков в азарте боя носились среди самолётов противника, по сути, не руководя боем и подчинёнными. Поэтому строй АЭ распался на отдельные пары и одиночные самолёты - каждый сражался сам по себе, не заботясь о прикрытии друг друга. Несмотря на эти промахи, советские лётчики смело вели бой с превосходящим противником и, сражаясь в гуще самолётов противника, не давали им прицельно сбрасывать бомбы на мост. В этом бою героически в одиночку сражался командир АЭ капитан М. Ф. Грачёв, который, по свидетельству других участников, сбил лично 2-3 самолёта США. Один "Скайрейдер" также сбил командир группы майор Б. В. Бочков. После значительных потерь от "МиГов" штурмовики стали выходить из боя, и тут на разрозненные "МиГи" сверху напали звенья "Пантер". Одной из четвёрок Ф9Ф-2 под командованием У. Т. Эймена удалось взять в "клещи" одиночный МиГ-15 и в упор расстрелять его из своих 20-мм пушек. Так в этом бою погиб первый советский лётчик-интернационалист капитан Грачёв Михаил Фёдорович. Это была первая боевая потеря 64-го ИАК и одновременно первая официальная победа лётчиков США (и ВМС США).

Американский самолёт F9F-2 'Пантера'

Другие лётчики 139-го ГИАП также были атакованы "Пантерами", но, используя превосходство "МиГов", удачно отбивали их атаки и сами контратаковали "Пантер". В итоге одна из них была сбита лейтенантом Н. И. Санниковым, а остальные стали выходить из боя. Но при отходе одно звено Ф9Ф-2 снизу неожиданно для них было атаковано старшим лейтенантом А. И. Стуловым, который в упор расстрелял один из Ф9Ф-2. Ещё одну "Пантеру" сбил лейтенант Самуил Кумонаев, отбивая атаку на своего ведущего, старшего лейтенанта М. И. Болотина.

Таким образом, советские лётчики в этом бою сбили 5-6 самолётов США, но полку были засчитаны только 1 Ф9Ф-2 и 1 АД-2. Победы капитана М. Ф. Грачёва в зачёт не пошли, так как бой он вёл в одиночку, а плёнка с его фотоконтрольного прибора (ФКП) сгорела вместе с самолётом. Поэтому либо сбитые им самолёты США вообще не были засчитаны полку, либо их записали на боевой счёт зенитчиков корпуса, которые также несли охрану этого моста и участвовали в отражении налёта. Командование ВМС США в Корее признало потерю в этот день только одного своего самолёта Ф9Ф-2 "Пантера" из состава эскадрильи ВФ-51, пилот которого спасся. Однако есть данные, что были потеряны в начале ноября 3 палубных "Корсара" в боевых акциях, но дата их гибели пока так и не известна.

Потери в этом бою 139-го Гвардейского полка могли быть и больше, так как бой они вели разрозненно и неорганизованно, но лётчиков выручил боевой опыт, полученный в годы Великой Отечественной войны, и высокие лётные качества наших "МиГов".

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д