Родился в 1920 году в деревне Зеленвин (Богушевский район Витебской области Белорусской ССР). С 1941 года в рядах Красной Армии, окончил военную авиационную школу лётчиков. Участник Советско-Японской войны 1945 года в должности командира звена 776-го ИАП (32-я ИАД), летал на Як-9. Совершил 1 боевой вылет, воздушных побед не имел. 10 августа 1945 года лейтенант В. С. Старовойтов был сбит зенитной артиллерией противника, тяжело ранен в ногу, спасся на парашюте, отправлен в госпиталь. Участник войны в Корее 1950-1953 гг. в составе 224-го ИАП (64-й ИАК), летал на МиГ-15. В воздушных боях капитан В. С. Старовойтов сбил лично 3 самолёта противника: 12.04.1953 - Ф-86, 18.04.1953 - Ф-86, 26.05.1953 - Ф-84. Награждён орденами: Отечественной войны 2-й степени (06.11.1947, 11.03.1985). * * * Серьёзное сражение произошло 12 апреля 1953 года южнее Супхун ГЭС в районе населённых пунктов Бугдин, Бихен, Сончан, Хоксондонг, Синчан. Американцы предприняли массированный налёт силами F-84G под прикрытием "Сейбров" из 4-го и 51-го ИАКР. Налёт начался в 10 часов утра, и на его отражение ушло несколько групп МиГ-15 из состава всех 3-х полков 32-й ИАД. В сражении также участвовали и лётчики ОВА. Одну победу в этом сражении одержал заместитель командира 224-го ИАП капитан В. С. Старовойтов: в лобовой атаке он сбил один "Сейбр". Результат стрельбы Старовойтов не увидел, он рванул "МиГ" вверх от столкновения, но взрыв "Сейбра" видел его ведомый. 18 апреля лётчики 64-го корпуса одержали свою очередную победу в небе Кореи после недельного перерыва. Правда, была одержана всего одна победа. Однако в истории сбития этого "Сейбра" есть небольшая тайна, разгадку которой дал спустя 38 лет участник этого боя летчик 1-й АЭ 224-го ИАП Герман Аскольд Андреевич: "Выполняя патрульный полёт в составе управленческой шестёрки полка, ведущим которой был заместитель командира полка капитан B. С. Старовойтов, мы внезапно были атакованы парой "Сейбров". Кто-то из наших крикнул: "Атакуют слева и сверху!", - и я увидел пару Ф-86, которая слева с высоты шла на ведущую пару капитана Старовойтова. Раздумывать было некогда, счёт решали секунды. Я резко с набором высоты пошёл на атакующих, хотя и не имел права бросать своего ведущего капитана Ф. Д. Реуцкого, но так как "Сейбры" уже выходили на дистанцию огня, я вынужден был это сделать. Заметив мои действия, ведущий пары "Сейбров" вывел из крена, видимо, сомневаясь в успешности и безнаказанности своей атаки. И когда я стал подходить к нему на траверз, резко начал доворот в мою сторону для того, чтобы пройти друг с другом под большими ракурсами, что гораздо выгоднее в таком положении, и не дать себя атаковать. Так мы сходились друг с другом несколько раз на перекрестных курсах под ракурсом 4/4... Поняв, что пилот "Сейбра" всё время совершает один и тот же маневр и уходит от меня, я в следующий раз заранее подтянул нос самолёта и прицельную сетку через вероятную траекторию его пролёта, и когда он начал маневр, то мне только осталось подправить точность прицеливания, чтобы она проходила через центральную марку, и не пропустить момент открытия заградительного огня, так как ракурс был близкий к 4/4, перпендикулярно друг другу. Трасса пошла в направлении вероятного места встречи, и я видел, как он попал под мою трассу, покрылся "электросварочными" вспышками и ушёл под меня, а я вышел вверх с набором и когда осмотрел пространство, то ни своих, ни чужих самолётов не обнаружил. После посадки на аэродроме мне ведущий сказал, что по ведомому "Сейбру" вёл огонь и ведущий группы В. С. Старовойтов, но после проявки плёнки ФКП на плёнке Старовойтова ничего не было, на моей же плёнке чётко был виден "Сейбр" на небольшом расстоянии под большим ракурсом. Чуть позже поисковая команда нашла обломки этого "Сейбра", но после совещания командования полка решено засчитать победу над этим "Сейбром" капитану Старовойтову, а мне записали в книжку только подбитый самолёт противника". Согласно же архивным данным, записано: "18.04.1953 капитан Старовойтов B.С. сбил один Ф-86, а старший лейтенант Герман А.А. подбил один Ф-86". На самом деле в этом бою был сбит только один "Сейбр", и сбил его А. А. Герман. В то время иногда были случаи приписывания побед некоторых рядовых лётчиков старшим командирам, что, конечно, не поднимало их авторитет в глазах лётного состава. Это был F-86F с № 52-4331 из состава 2-й АЭ Южноафриканских ВВС, который был подбит и совершил вынужденную посадку. Его пилот Виссер был спасён ПСС США. 26 мая 1953 года на личный боевой счёт майора В. С. Старовойтова была записана ещё одна победа - сбитый штурмовик F-84, подробности её пока не известны. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д