Родился 18 июля 1918 года в посёлке Быстроисток (Быстроистокский район Алтайского края). С 15 апреля 1940 года в рядах Красной Армии, призван Тайгинским РВК. С 15 апреля 1942 года в действующей армии. По 25 сентября 1942 года служил авиационным техником в 176-м ИАП (ВВС Западного фронта), обслуживал самолёты И-16 и МиГ-3. Участник обороны Москвы. В сентябре 1942 года добровольно поступил в авиационную школу лётчиков. Затем был направлен в 14-й ЗИАП (ВВС Московского военного округа). С 27 января 1945 года - лётчик 32-го Гвардейского ИАП (1-й Гвардейский ИАК), летал на Ла-7. Сражался на 1-м Прибалтийском, 2-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Участник взятия Берлина. Совершил 13 боевых вылета, провёл 2 воздушных боя, побед не имел. Участник войны в Корее с апреля 1951 по февраль 1952 гг. в составе 196-го ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника типа Ф-86 (18.04.1951 и 22.04.1951). Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 21 ноября 1956 года майор П. А. Сосковец - в запасе. Награждён орденами: Ленина (20.06.1951), Красного Знамени (22.02.1955), Отечественной войны 2-й степени (18.05.1945, 11.03.1985), Красной Звезды (29.04.1954, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950). * * * 18 апреля 1951 года в очередном бою сошлись 8 "МиГов" 3-й эскадрильи 196-го ИАП с группой из 16 Ф-86. В районе Тецузана разгорелся ожесточённый воздушный бой, в котором наши лётчики, несмотря на численное превосходство противника, диктовали свои правила боя. Наши пилоты заставили противника вести бой на вертикалях, где преимущество МиГ-15 перед "Сейбром" было очевидным, и выиграли этот бой: ведущему группы Н. К. Шеломонову, а также П. А. Сосковцу и Ф. А. Шебанову удалось поразить 3 "Сейбра", и всем троим они были записаны как сбитые. На самом деле все участвовавшие в этом сражении "Сейбры" вернулись на свою базу в Сувоне. Только одному Ф-86 с № 49-1227 досталось в этом бою от огня "МиГа", так как 37-мм снаряд попал в хвост "Сейбра" и отбил часть его киля. Однако его пилоту 1-му лейтенанту Бернарду Муру удалось благополучно долететь до Сувона и посадить свой самолёт, и после ремонта он был восстановлен. Скорее всего, киль этого "Сейбра" отбил старший лейтенант Ф. А. Шебанов. Более серьёзный бой состоялся 22 апреля, когда сошлись всё те же противники: лётчики 196-го ИАП и "Сейбры" 4-го ИАКР. Сражение развернулось во второй половине дня в районе Сингисю с 15 часов и продолжалось в течение часа. Всего в этом сражении участвовали 20 экипажей из 196-го ИАП и 16 экипажей из 176-го Гвардейского ИАП и столько же самолётов противника. Наращивание сил проходило последовательно, и сражение, не переставая, продолжалось около часа. Первой ушла в данный район восьмёрка МиГ-15 из 3-й эсчкадрильи 196-го ИАП и вскоре обнаружила 16 Ф-86 из 334-й АЭ под командованием командира этой эскадрильи подполковника Глена Т. Иглестона (хотя американцы и заявили, что против них было 36 МиГ-15). Бой был жарким, по заявлению американской стороны, они сбили 4 "МиГа", без своих потерь. По заявлению наших лётчиков, в этом бою они сбили 2 "Сейбра", что было подтверждено и засчитано полку. Победы праздновали старшие лейтенанты П. А. Сосковец и Ф. А. Шебанов. Американская сторона отрицает потери своих Ф-86 в этот день, однако аргентинский историк Д. Зампини предполагает, что Шебанову удалось серьёзно повредить в этом бою Ф-86 с №48-232, который был потерян 27 апреля по "неизвестной" причине, хотя известно, что в этот день не было боёв "Сейбров" с "МиГами". (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д