Сокуренко Николай Михайлович

Сокуренко Николай Михайлович

Родился 14 февраля 1922 года в селе Георгиевское (Темирский район Актюбинской области Казахстана). С 4 августа 1941 года в рядах Красной Армии. Окончил военную авиационную школу лётчиков.

Участник войны в Корее с июля 1952 по июль 1953 гг. в составе 415-го ИАП. Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника.

Затем продолжал службу в рядах ВВС. С 29 апреля 1956 года капитан Н. М. Сокуренко - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (04.06.1954), Красной Звезды (04.06.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951).

*     *     *

21 ноября 1952 года несколько десятков истребителей-бомбардировщиков F-84G попытались уничтожить офицерское армейское училище в районе Бугдин. Их прикрывали "Сейбры" из 4-го и 51-го ИАКР. На отражение этого налёта были привлечены лётчики 518-го и 878-го ИАП, которые сковали боем "Сейбры" прикрытия, а наведённые на штурмовики лётчики 415-го ИАП атаковали их мощно и дружно. Вот что рассказывает об этом бое его участник, командир 415-го ИАП, Герой Советского Союза подполковник Шевелёв Павел Фёдорович:

"Был полковой вылет на отражение налёта на Бугдин ("Золотые пески"). Полк подняли поздновато, и над Бугдином было полно штурмовиков. Сначала мы обнаружили четвёрку Ф-84, и я с ходу атаковал их, и один "Тандерджет" был сбит. Затем мы столкнулись с восьмёркой Ф-84 и с ходу пошли на них в атаку. С первого же захода капитан В. М. Панов сбил один Ф-84, а на догоне старший лейтенант Н. М. Сокуренко - второй, причём так по нему ударил, что у "Тандерджета" отвалилось крыло.

Правда, и мы понесли потери из-за того, что прозевали атаку двух групп "Сейбров". Так, 1-ю АЭ, ведомую её командиром майором Георгия Ивановича Богдановым, неожиданно атаковали 6 Ф-86 и сбили машину командира АЭ, который погиб вместе с машиной".

"Сейбрам" также удалось сбить самолёт старшего лейтенанта А. А. Гаранкина, который спасся на парашюте. Но и "Сейбрам" не удалось уйти безнаказанно - один из них сбил в этом бою капитан В. М. Панов. Всего же в этом бою лётчики 415-го полка сбили 5 F-84 и 1 F-86, но почему-то 2 победы у командования корпуса вызвали сомнения, поэтому командиру полка подполковнику П. Ф. Шевелёву засчитали один сбитый F-84 и один подбитый, а капитану В. М. Панову - лишь 2 победы в этом бою, а третью записали как подбитый. В итоге командованием корпуса 415-му ИАП было официально засчитано 3 сбитых F-84 и 2 F-84 подбитых и 1 сбитый F-86. Кроме того, в бою с заслоном "Сейбров" лётчики 216-й ИАД сбили 1 F-86 и ещё 2 "Сейбра" подбили - отличился заместитель командира 2-й АЭ капитан В. Г. Казаков, сбивший в этом бою один F-86 и подбивший другой.

Американское командование засчитало в этот день своим лётчикам 3 победы над "МиГами". Судя по данным потерь авиации ВВС и ВМС США в этот день, можно предположить, что в этот день лётчики 415-го ИАП атаковали боевые порядки, как лётчиков армейской авиации, так и группы палубной авиации США, поскольку, по данным американской стороны, в этот день были сбиты 2 F9F-2, а также 2 F-80 из состава 80-й АЭ 49-й ИБАКР, которые американцы приписывают либо огню с земли, либо по другим причинам, но только не от огня "МиГов". Однако маловероятно, чтобы столько заявленных побед советских лётчиков остались без подтверждения. А вот победы над "Сейбрами" нашли подтверждения с американской стороны: в этот день был потерян один F-86Е с №50-0627 из состава 16-й АЭ, а также был потерян один RF-86А с №48-0187 из состава 15-й ТРАЭ, пилот которого, Джонс, спасся на парашюте и был подобран ПСС США. Они на счету капитана В. Г. Казакова из 518-го полка и капитана В. М. Панова из 415-го ИАП.

В марте 1953 года из-за усталости лётного состава 216-й ИАД ей ограничили число вылетов на боевые задания, дав немного отдохнуть. В мартовских боях в основном участвовали лётчики 32-й ИАД и 781-го морского ТОФ (с 9.03.1953). Прикрытие аэродромов первой линии, а также усиление в ходе больших сражений осуществляли лётчики 133-й ИАД с аэродромов Мукдена и Аньшаня.

Первое сражение произошло 3 марта - лётчики корпуса отбили налёт штурмовиков противника в районе Чанияньген - Аньдун. В нём участвовали лётчики 32-й ИАД и 216-й ИАД. В этом же сражении участвовали и лётчики 535-го ИАП под руководством командира полка майора П. И. Каратаева, который сбил один "Сейбр", кроме того, старший лейтенант Н. П. Красников подбил другой "Сейбр". Вместе с лётчиками 535-го полка в этом сражении участвовали и лётчики 224-го полка. В итоге лётчиками 32-й ИАД было сбито 2 F-86 и 2 были подбиты (вернее, подбит был один F-86, а сбито 3 самолёта противника), без своих потерь. В этот же день в районе аэродрома Дапу старший лейтенант Н. М. Сокуренко сбил "Сейбр" - охотник.

В середине мая 415-й ИАП из состава 133-й ИАД перебазировался из Мукдена на аэродром Аньдун. До этого лётчики 415-го ИАП летали на прикрытие аэродромов первой линии и с января 1953 года до 29 мая одержали всего 2 победы без своих потерь. Правда, в одном из боёв перед перелётом в Аньдун был подбит самолёт замполита 1-й АЭ капитана Е. И. Поливайко. У него был разбит фонарь, и он, сорвавшись в штопор, падал до высоты 3000 метров, на которой вывел из него самолёт и привёл его на аэродром Мукден. Из-за перепада давления у Поливайко изо рта пошла кровь, и его увезли в госпиталь.

Свои очередные победы летчики 415-го ИАП одержали 29 мая. В этот день погиб старший лейтенант Пронин Иван Васильевич - его сбил подполковник Джордж Радделл из 39-й АЭ. Ещё один "МиГ" сбил 2-й лейтенант Роберт Эрдман из 16-й АЭ - он сбил старшего лейтенанта Н. Г. Куприна из того же 415-го ИАП, но тот спасся на парашюте. Однако и лётчики 415-го ИАП в этом бою сбили один "Сейбр". Его сбил погибший в бою старший лейтенант И. В. Пронин. Ещё один "Сейбр" в этом бою подбил старший лейтенант Н. М. Сокуренко из 3-й АЭ 415-го ИАП.

Свой удачный воздушный бой в небе Кореи старший лейтенант Н. М. Сокуренко провёл 14 июня 1953 года, когда подбил ещё один "Сейбр".

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

*     *     *

МиГ-15 ст.лейтенанта Н. М. Сокуренко.

В октябре 1952 года, приказом командира 415-го ИАП за старшим лейтенантом Н. М. Сокуренко был закреплён самолёт МиГ-15 с бортовым номером "325". Сразу после принятия "МиГа" на нём произвели замену тормозных щитков площадью 0,5 кв. метров на щитки площадью 0,8 кв. метров. Самолёт появился в полку в период интенсивных боёв, и маловероятно, что нашлось время для его перекрашивания в камуфляж, принятый в 133-й дивизии.

21 ноября 1952 года, отражая налёт американских истребителей-бомбардировщиков F-84, Николай Сокуренко сбил один "Тандерджет". После того, как победа была зачислена на личный счёт старшего лейтенанта, под козырьком фонаря "325-го" появилась маленькая красная звёздочка.

К концу февраля 1953 года самолёт выработал гарантийный заводской ресурс - 200 часов налёта. Приказом командира 415-го ИАП была назначена комиссия по продлению ресурса, в которую, помимо старших инженеров полка, вошёл и экипаж "325-го" - пилот старший лейтенант Сокуренко и техник лейтенант Бабурин. После продления ресурса "325-й" продолжал воевать, и 3 марта 1953 года Николай Михайлович Сокуренко одержал свою очередную победу - сбил истребитель F-86 "Сейбр". Под козырьком фонаря его "МиГа" появилась вторая звёздочка...

В конце марта - начале апреля 1953 года, при переводе матчасти с осенне-зимней на весенне-летнюю эксплуатацию, на всех самолётах 133-й ИАД перекрашивался камуфляж, и МиГ-15 Н. М. Сокуренко получил окраску верхних и боковых поверхностей, характерную для этой дивизии пятна - полосы и разводы коричневого, песочного и двух оттенков зелёного цветов. Снизу он был окрашен в серо-голубой цвет. В таком виде "325-й" и дошёл до конца Корейской войны.

(Из материалов журнала "Мир Авиации", № 2 за 1998 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д