Родился 5 мая 1922 года в посёлке Киселёвка (Урицкий район Кустанайской области Казахстана). С 9 августа 1941 года в рядах Красной Армии, призван Армавирским ГВК (Краснодарский край). В конце 1942 года окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков. Служил пилотом в 8-м ЗИАП (ВВС Приволжского военного округа). С 1 марта 1944 года младший лейтенант В. Т. Сморгунов в действующей армии. Воевал на 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах в составе 152-го Гвардейского ИАП (12-я Гвардейская ИАД, 2-й ИАК, 2-я Воздушная армия), летал на Як-1. Прошёл путь от рядового пилота до старшего лётчика. Освобождал Прагу и Берлин. Совершил 113 боевых вылетов, провёл около 25 воздушных боёв, побед не имел. 15 мая 1944 года был ранен в правую ногу. После войны служил в Приморском Крае. Участник войны в Корее с августа 1952 по июль 1953 гг. в составе 224-го ИАП (32-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника (14.01.1953 - Ф-86). Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 11 августа 1960 года Гвардии подполковник В. Т. Сморгунов - в запасе. Работал на авиационном заводе "Прогресс" (город Арсеньев): сначала учеником токаря, потом больше 20 лет руководителем полётов на ЛИСе, потом начальником ПСС. Умер в 1997 году. Награждён орденами: Красного Знамени (06.09.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (20.08.1944, 04.06.1954, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951). * * * С 12 января 1953 года стали происходить редкие стычки с противником, которые заканчивались безрезультатно. До этого бои шли ночью, так как ночью бомбардировщики Б-29 предприняли ряд крупных налётов на район Синыйджу, Сингисю, Аньдун. Отражая эти налёты 10 и 12 января, лётчики 351-го ночного ИАП сбили 3 Б-29 и 1 подбили. Им в отражении налётов помогали лётчики 1-й ночной АЭ из 535-го ИАП, которые уничтожили ещё 2 Б-29. Несколько воздушных боёв в районе Супхун ГЭС провели 14 января и лётчики 224-го ИАП. В одном из них был полковой вылет, эскадрильи шли в колонне звеньев одна за другой с превышением. Вот как об этом рассказывает его участник, бывший лётчик 224-го ИАП Ильяшенко Сергей Александрович: "Мы вылетели по тревоге в составе АЭ под командованием майора М. Г. Дорошенко. Летели в район ГЭС в колонне звеньев с набором высоты. На 11000 метрах обнаружили пару Ф-86 слева на пересекающемся курсе. Дорошенко "закрутил" на них, начались сближение и атака. Мой ведущий, капитан В. Т. Сморгунов, и я вытянулись в колонну за Дорошенко (он был в паре с Кудряшовым), и вдруг снизу выскочила пара Ф-86. Сморгунов открыл огонь по ведущему "Сейбру", а ведомый "Сейбр" отвалил вправо со снижением. "Сейбры" пошли "веером" в разные стороны, Сморгунов устремился за ведущим, а я - за ведомым. Сморгунов дал мне команду его атаковать, и я открыл огонь по нему. И в это время меня атаковали сзади - самолёт тут же загорелся, был разбит фонарь кабины, связь отказала, и я катапультировался. В этом бою мой ведущий капитан Сморгунов Василий Тихонович сбил один "Сейбр", ещё один Ф-86, кажется, подбил командир АЭ майор Дорошенко". (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д