Шкодин Николай Иванович

Шкодин Николай Иванович

Родился 16 марта 1922 года в деревне Мехово (Ратькевщинский сельский совет, Смоленской области). Окончил Смоленский аэроклуб. С января 1941 года в рядах Красной Армии. Великую Отечественную войну встретил, обучаясь в Одесской школе пилотов, в летних лагерях. Окончив её, сражался на Северо-Западном и 2-м Прибалтийском фронтах.

В качестве лётчика (с июля 1943 года - старшего лётчика) 147-го Гвардейского истребительного авиационного полка ПВО (106-я ИАД ПВО), выполнил около 50 боевых вылетов, подбил 1 самолёт-разведчик Ю-88. Приказом по войскам Западного фронта ПВО от 20 июня 1945 года Гвардии лейтенант Н. И. Шкодин награждён орденом Красной Звезды.

В послевоенное время продолжал служить в ВВС. Участник вооружённого конфликта в Корее 1950-1953 гг. в составе того же 147-го ГИАП. Выполнил более 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника. До декабря 1952 года командовал 3-й эскадрильей, затем (по февраль 1953 года) был ВРИО командира 147-го ГИАП, после чего снова командовал своей 3-й АЭ. Сразу по окончанию боевых действий в Корее (июль 1953 года) попал в госпиталь города Чаньчунь из-за нервного переутомления, где пролежал месяц, потом его перевели в госпиталь города Мукден, а затем отправили в Советский Союз.

Окончив Военно-Воздушную академию, занимал различные командные посты в ВВС. С 1981 года генерал-майор авиации Н. И. Шкодин - в запасе. Жил в Киеве.

Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды (трижды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

Крупное сражение произошло в небе Кореи 9 сентября 1952 года в районе Дээгуандонг, в котором участвовали 60 F-84 под прикрытием 40 F-86 со стороны 5-й ВА ВВС США (силы в ходе боя наращивались) и около 100 МиГ-15 из состава 133-й и 216-й ИАД. Вот как описывает бой с "Сейбрами" один из его участников, командир 3-й эскадрильи 147-го ГИАП капитан Шкодин Николай Иванович:

"Первым по тревоге ушёл 415-й полк. Затем подняли нас в составе двух восьмёрок. Первую вёл ведущий группы штурман полка майор Кравченко, а вторую восьмёрку - я. Через некоторое время я увидел гигантскую свалку из нескольких десятков самолётов, бой был в разгаре. Пара "Сейбров" атаковала и сбила самолёт капитана Пронина из звена капитана Калюжного. Я перешёл в атаку по этой паре "Сейбров" и с короткой дистанции сбил одного из них, тем самым отомстив им за гибель товарища".

В этом бою отличился и ведомый Н. И. Шкодина капитан Афанасьев Фёдор Гаврилович. Вот как он описывает свою победу:

"На посадке нас часто поджидали "охотники", опытные лётчики США. Один такой же в одиночку решил "поохотиться" в районе аэродрома Мяогоу и выбрал целью моего ведущего капитана Шкодина. Увидев это, я уменьшил скорость, чтобы увеличить интервал между собой и Шкодиным, и стал выходить влево, чтобы сократить радиус и выйти в хвост к "Сейбру". По радио дал команду Шкодину, чтобы он повернул самолёт влево. Тот меня понял и повернул, тем самым я сократил расстояние, вышел в хвост "Сейбру", который уже вёл огонь по Шкодину, и дал по нему очередь. "Сейбр" тут же бросил Шкодина и отвернул в правую сторону. Я пошёл за ним вправо и на преследовании сбил его, и он упал на землю".

Это были первые победы Шкодина и Афанасьева в небе Кореи. Однако "Сейбрам" 4-го ИАКР удалось в районе аэродрома Аньдун подкараулить на посадке командира 1-й эскадрильи 726-го ИАП майора К. Н. Дегтярева и сбить его, - правда, он спасся на парашюте и вскоре снова вошёл в строй полка.

21 сентября 1952 года капитан Н. И. Шкодин одержал вторую победу. В ходе воздушного боя ему удалось подбить "Сейбр" майора Джека Масса (Jack E. Mass) из состава 335-й FIS, который при посадке разбил свой F-86 №49-1227, а сам чудом остался цел.

18 декабря бои разгорелись с новой силой. С нашей стороны в них участвовали лётчики 133-й ИАД, а на поддержку вылетали пилоты 518-го полка из 216-й ИАД. В этих боях лётчики 133-й ИАД сбили один "Сейбр" и ещё два F-86 подбили. Причём "Сейбр", сбитый командиром 147-го ГИАП майором Н. И. Шкодиным, был вскоре обнаружен поисковой командой вместе с убитым пилотом в кабине. Ещё один F-86 в этот день подбили лётчики 518-го ИАП. У нас потерь в этот день не было, но американцы заявили об одной победе, одержанной ими 18 декабря. Потери своих "Сейбров" в боях с 15 по 20 декабря американцы не признают, утверждая, что таковых у них не было. Вот только чьи обломки находили тогда поисковые команды 64-го корпуса?..

Лётчики 133-й ИАД за время участия в боевых действиях в составе 64-го корпуса в небе Кореи сбили в воздушных боях 85 самолётов противника и ещё 30 самолётов противника подбили. Свои потери составили 30 самолётов МиГ-15бис и 16 лётчиков. В составе дивизии самыми результативными были: в 147-м ГИАП капитан Ю. Н. Добровичан, одержавший в ночных боях 3 победы (ещё 1 самолёт противника подбил), в дневных боях по 3 победы одержали майоры Н. И. Шкодин и Ф. Г. Афанасьев. В составе 415-го ИАП самым результативным был капитан В. П. Лепиков - 4 победы в небе Кореи, а в 726-м ИАП - капитан Н. И. Иванов, сбивший 3 и подбивший 1 самолёт противника. Столько же побед имел и майор К. Н. Дегтярев.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д