Шальнов Константин Тимофеевич

18 января 1952 года состоялась встреча лётчиков 64-го ИАК со штурмовиками из 49-й ИБАГ. В этот день мелкие группы F-84Е действовали недалеко от Аньдуня, выходя в районы цели со стороны моря. Вспоминает лётчик 523-го ИАП старший лейтенант Шальнов Константин Тимофеевич:

"18 января 1952 года я вместе с капитаном Бахаевым вылетели на прикрытие своего аэродрома и тех самолётов, которые возвращались после выполнения задания. Когда все самолёты приземлились, Степан Антонович Бахаев и я обследовали район на юг километров на 60. Неожиданно мы обнаружили звено "Тандерджетов", выходящих к морю после выполнения своего задания. Бахаев атаковал выбранную им цель, я же чуть отстал и увидел вблизи одиночный F-84 прямо у себя перед носом. Увлёкся его преследованием и сбил его вскоре. Сейчас сожалею, что сбил его тогда. Он был неопытный и, наверно, молод, он даже не видел меня, так как никакого маневрирования не проводил".

Не упустил своего противника и капитан С. А. Бахаев и отправил его в землю Кореи. Однако победу Бахаеву засчитали, а Шальнову нет, видимо, не нашли обломки самолёта, хотя в его лётной книжке указано, что 18.01.1952 старший лейтенант К. Т. Шальнов сбил один F-84. Этот бой произошёл в районе Сюкусен - Ансю, когда в 7 часов 45 минут группа майора А. П. Трефилова в составе 6 машин встретила группу из 10 F-84. По самолётам противника вели огонь только капитан Бахаев и старший лейтенант Шальнов. Бахаевым был серьёзно подбит F-84Е с №51-669 из состава 49-й ИБАГ. Его пилот хоть и долетел до своей базы в Тэгу, но разбился при посадке.

Так получилось, что последняя победа лётчиков 303-й дивизии и последняя потеря дивизии в этой войне случилась в одном бою - 11 февраля 1952 года. Героем дня стал лётчик 523-го ИАП старший лейтенант К. Т. Шальнов. О тех событиях он сам вспоминает так:

Группа лётчиков 523-го ИАП.

"11 февраля я, как ведомый капитана С. А. Бахаева, вылетел на боевое задание и был в группе прикрытия. День был безоблачный. Высота наша была 11 000 - 12 000 метров. После выполнения задания, не встретив противника, наша группа вернулась на свой аэродром и произвела посадку. Мы же с Бахаевым сделали круг над аэродромом, прикрывая посадку своих товарищей. Но круг у нас растянулся на юг километров на 20. И вот на высоте 12 000 - 13 000 метров неожиданно встретились с восьмёркой F-86, которая вдобавок ещё и была выше нас. Мы с Бахаевым, согласовав свои действия, завязали воздушный бой. На такой большой высоте радиус разворота был в 10 - 15 км, и когда мы разворачивались, то заметили, что пара "Сейбров" разворачивается навстречу нам. В хвост зайти ни нам, ни им не удалось, и атаки были произведены на встречных курсах. Как всегда, в разрежённой атмосфере я невольно отстал от ведущего, а в это время ведущий "Сейбр" удачно сманеврировал и готовился стрелять в Бахаева. За счёт отставания от ведущего я в это время удачно нацелился на "Сейбр", открыл прицельный огонь на встречных курсах и сбил его. В это время ведомый "Сейбр", видимо, хорошо вписал меня в свой прицел и сбил меня. Мне ничего не оставалось, как покинуть горящую машину".

Сбил Шальнова не ведомый сбитого "Сейбра", а пара "Сейбров" из 16-й АЭ, которую пилотировали 1-е лейтенанты Джеймс Арнольд и Рэймонд Стейнбис, которым было засчитано по 0,5 победы каждому. Скорее всего, Шальнов в этом бою сбил F-86Е с №50-615 из состава 334-й АЭ, который дотянул до залива, где его пилот Поль Риджевей спасся на парашюте и был спасён ПСС США.

Это был последний потерянный самолёт в 303-й ИАД, и уже в 20-х числах февраля дивизия, оставив свои "МиГи" лётчикам сменившей их 190-й ИАД, убыла из состава корпуса в Союз. Свой последний воздушный бой лётчики 523-го полка провели 17 февраля с группой F-86, прикрывая своих сменщиков из 190-й ИАД, - бой закончился безрезультатно. Два последних боевых вылета лётчики 523-го полка совершили 18 февраля, прикрывая лётчиков 190-й ИАД.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д