Родился 24 октября 1918 года в селе Богородицкое (ныне Ухоловский район Рязанской области). В 1936 году окончил среднюю школуы, занимался в аэроклубе. С 15 мая 1940 года в рядах Красной Армии, окончил Серпуховскую военную авиационную школу лётчиков. С сентября 1940 года служил на Дальнем Востоке в должности младшего лётчика 45-го ИАП, летал на И-15бис и И-16. В августе и сентябре 1945 года, в составе этого же полка, лейтенант Д. В. Семёнов принимал участие в Советско-Японской войне. Был командиром звена 2-й эскадрильи. Летал на Як-9. Полк обеспечивал воздушное прикрытие боевых действий кораблей Амурской флотилии и базировался на аэродромах Маньчжурии. За участие в этих боевых действиях был награждён медалью "За победу над Японией". После окончания войны продолжал службу в различных частях морской авиации Тихоокеанского флота в должности командира эскадрильи. В 1951 году назначен помощником командира 781-го ИАП ВВС ТОФ, дислоцированного на аэродроме Унаши (Приморский край, ныне Золотая Долина), летал на Р-63 "Кингкобра". После переучивания на МиГ-15, полк был направлен в специальную командировку в Корею, где находился с февраля по октябрь 1953 года в составе 216-й ИАД (64-й ИАК) и дислоцировался на аэродроме Аньдун (впоследствии на Мяогоу и Дапу). Согласно лётной книжки Д. В. Семёнова, за период с 24 февраля по 21 июля 1953 года им выполнено 38 боевых вылетов, проведено 13 воздушных боёв сбито 2 самолёта лично и 1 подбит. Возможно, позже Семёнову засчитали один из подбитых им "Сейбров" как сбитый. Это могло быть сделано уже только после окончания боевых действий, что подтверждается наличием исправлений о количестве побед в лётной книжке лётчика. По оперативным же данным 64-го ИАК: 1 июня 1953 года корпусом заявлено 1 сбитый и 1 подбитый F-86 - оба на счету лётчиков 781-го ИАП ТОФ. Подбитый - на счету Д. В. Семёнова. 7 июня заявлено 2 сбитых и 2 подбитых F-86, один из сбитых на счету Д. В. Семёнова. 12 июля заявлен 1 сбитый и 3 подбитых F-86 - один из подбитых на счету Д. В. Семёнова. Американцы признают в этот день 3 потерянных F-86, 2 из которых столкнулись в воздухе. Возможно потом оба подбитых F-86 были записаны 781-му ИАП как сбитые. После возвращения в Советский Союз, продолжал служить в ВВС. В 1955 году был переведён в авиацию ПВО страны, служил на различных командных должностях. С 30 ноября 1959 года майор Д. В. Семёнов - в запасе. Работал в должности старшего инспектора-лётчика Амурского обкома ДОСААФ. С 1963 по 1970 гг. - старшим диспетчером службы движения Благовещенского аэропорта. Умер в 1991 году. Награждён орденами: Красного Знамени (04.06.1954), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.08.1945, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950). * * * Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы послевоенных лет:
7 июня 1953 года воздушные бои состоялись в районе Сиодзио - Тайсен, в которых лётчики 535-го ИАП сбили один "Сейбр" и один подбили. Один F-86 в этом районе боёв сбили также лётчики 781-го ИАП ТОФ, и один "Сейбр" подбили лётчики 726-го ИАП из 133-й ИАД. Эти бои прошли без потерь с нашей стороны, однако над аэродромом Дапу было потеряно 2 машины из 535-го ИАП на взлете. В результате неожиданной атаки из-за сопок двух пар F-86, старший лейтенант С. А. Дорохов погиб, а капитан П. Н. Блинов остался жив. Командование 5-й ТВА США заявило, что лётчиками "Сейбров" в этот день было сбито 5 "МиГов", из них 4 на счету лётчиков 4-го ИАКР, 2 из которых в этом бою сбил капитан Ральф Парр из 335-й АЭ. Также были потеряны и 2 "Сейбра": один из них серьёзно повредил "МиГ" - это был F-86Ф с № 51-2905 из состава 39-й АЭ. Видимо, позже этот "Сейбр" был списан. Ещё один F-86Ф-30 с № 52-4384 из состава 67-й АЭ 18-го ИБАКР также разбился "при взлёте", его пилот Миллер уцелел. Первый "Сейбр" стал добычей капитана А. Г. Андреева из состава 535-го ИАП, а второй - капитана Д. В. Семёнова из морского 781-го полка. 12 июля 1953 года бои прошли в районах аэродромов Аньдун и Дапу, где "Сейбры" - охотники попытались подловить кого - нибудь из лётчиков 64-го ИАК или ОВА, и, к сожалению, им это удалось. Так, в районе аэродрома Аньдун, где базировался 781-й ИАП ТОФ, "Сейбры" подловили на посадке группу "МиГов" из морского полка и сбили на высоте всего 15 метров капитана Виктора Михайловича Белова. Он вместе с самолётом врезался в землю - это был последний погибший лётчик 781-го ИАП ТОФ, оставшийся лежать на русском кладбище в Порт - Артуре. В этом вылете шестёрку "МиГов" 781-го полка под командованием подполковника Н. Д. Снопкова навели на группу из приблизительно 30 F-86. О том, как проходил этот бой, рассказывает Вадим Петрович Сажин: "Недалеко от границы Китая и КНДР, на берегу залива, был гранатный завод. Его часто бомбили самолёты противника F-86 с бомбами. Они выходили со стороны залива, пикировали на завод, бросали бомбы и после этого становились обычными "Сейбрами", готовыми вести бой с "Мигами". Вот нам и надо было им противодействовать на высотах 600 - 1000 метров. Бывало, что мы там действовали не одни, приходили группы и из других полков одновременно с нами. Бомбили они в спешке, старались быстрее освободиться от своего груза. Вот и в том вылете мы столкнулись с большой группой этих истребителей - бомбардировщиков. Много было стрельбы, вообще была целая кутерьма. Наша задача в этой шестёрке была, конечно, уберечь командира полка. Пришлось оттянуть на себя часть "Сейбров" и дать возможность командиру уйти в облака. Вот в том бою мы и наблюдали столкновение двух F-86 на выходе из пикировании. Это видел не только я, но и другие лётчики нашей группы". Американцы признают потерю двух своих F-86 с № 51-2836 и № 51-12972 из состава 335-й АЭ 4-го ИАКР, лётчики которых, Эуген Элдридж и Альберт, Кокс, пропали без вести. Они были записаны на счёт капитана Д. В. Семёнова и старшего лейтенанта А. И. Куцыгина как подбитые. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д