Рыбас Николай Трофимович

Фото не найдено

День 28 yоября 1951 года выдался "жарким", так как в "Аллее "МиГов" разгорелись ожесточённые бои, в которых обе стороны понесли существенные потери. В отражении очередного налёта "Тандерджетов" из 136-го ИБАКР под прикрытием "Сейбров" приняла участие 324-я ИАД в полном составе и 523-й ИАП из состава 303-й ИАД. Вначале 18 экипажей 196-го ИАП, которых повёл в бой командир полка полковник Е. Г. Пепеляев, вступили в бой с 50 F-86 4-го ИАКР. Им помогали около 20 "МиГов" из 523-го полка, которых повёл в бой командир 303-й ИАД полковник А. С. Куманичкин, а лётчики 176-го ГИАП (18 экипажей) атаковали строй из 30 "Тандерджетов" в районе Эйдзю.

В начале боя верхнее звено старшего лейтенанта А. M. Достоевского на высоте 11 000 метров было атаковано шестёркой F-86 и вступило с ними в бой. Вскоре Достоевскому удалось сбить один "Сейбр", но, уходя из-под атаки другой пары "Сейбров" и набора скорости для вертикального маневрирования в бою, он перевёл пару в пикирование. При выходе из пике оба "МиГа" были обстреляны парой "Сейбров". Самолёт Достоевского был сбит, и он катапультировался.

Его ведомому старшему лейтенанту П. Г. Иовлеву пришлось в одиночку выдержать 10-минутный бой с 6 F-86, уходя от атаки то одной, то другой пары. Вскоре одна пара F-86 отстрелялась и вышла из боя, а четвёрка вышла на встречных курсах на Иовлева. Его спас однополчанин, старший лейтенант Н. Т. Рыбас, который зашёл в одиночку в хвостатой четвёрке и обстрелял её с короткой дистанции, сбив один из "Сейбров". Оставшаяся тройка ушла в сторону моря, а Иовлев и Рыбас вернулись на свой аэродром. В самолёте Иовлева была всего одна пробоина в плоскости самолёта, которую за полчаса заделали.

В этом бою 196-й ИАП хотя и потерял одну машину, но лётчики полка добились 7 побед над "Сейбрами". Особо отличилась пара командира полка полковника Пепеляева, сбившая 3 F-86: 2 сбил сам Пепеляев, а ещё 1 - его ведомый старший лейтенант В. Н. Фукин.

29 декабря 1951 года отличились лётчики 196-го полка, которые сбили 4 "Сейбра" без своих потерь. Вот как описывает этот бой капитан Самусин Евгений Николаевич:

"В тот день я вылетел в составе восьмёрки, под командованием заместителя командира полка подполковника А. И. Митусова. Встретившись со своими противниками, пилотами "Сейбров", вступили с ними в бой. В ходе боя одна четвёрка F-86, не видя нас, потянулась за звеном Митусова, подставив нам свои "хвосты", и если бы командир нашего звена капитан И. М. Заплавнев не открыл раньше времени стрельбу, то мы бы их все сбили, так как у каждого была своя цель. Когда Заплавнев открыл огонь, они переворотом ушли вниз вместе. Но я держал в это время центральную рамку прицела на "Сейбре", дожидаясь, когда дистанция уменьшится и самолёт впишется в "ромбики" прицела, которые стояли на минимальной дистанции 180 метров. Поэтому, когда мой "Сейбр" начал делать переворот, и я с упреждением выполнил переворот, открыл одновременно огонь из пушек и пропустил "Сейбр" через трассу своих пушек. Когда он через неё проходил, я заметил обрыв трассы и вывернул самолёт в нормальное положение, так как сопровождать F-86 не собирался. Это могло плохо для меня кончиться, потому что у "Сейбра" были мощные воздушные тормоза, и мой "МиГ" мог просто проскочить его. А вот мой ведомый, старший лейтенант Н. Т. Рыбас, пошёл за подбитым мной "Сейбром" и добил его меткой очередью, и этот F-86 ему позже засчитали".

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д