Разорвин Николай Петрович

Поистине настоящее сражение произошло 24 июня 1951 года между американскими лётчиками из 8-й и 49-й ИБАГ и советскими лётчиками. В этот день большая группа F-80 попыталась нанести бомбово-штурмовой удар по одному из железнодорожных узлов в районе Ансю. В 8:13 в районе Созан было обнаружено 16 самолётов F-80, которые на высоте 5000 метров следовали в район Ансю. В 8:22 по команде с КП дивизии 1-я эскадрилья в составе 10 МиГ-15 под командованием командира эскадрильи Гвардии майора А. П. Трефилова произвела боевой вылет на перехват штурмовиков противника в районе Ансю. В 8:29 Трефилов, следуя своей группой на высоте 6000 метров в боевом порядке левый пеленг звеньев, в 10 км юго-западнее Ансю, на высоте 1500 - 2000 метров увидел до 16 F-80, которые наносили бомбово-штурмовые удары по железнодорожной станции Ансю, и вступил с ними в бой составом всей группы. Пара старшего лейтенанта Н. П. Разорвина при развороте майора Трефилова вправо впереди себя на удалении 1 - 2 км и ниже 1000 метров увидела 2 F-80 и пошла на сближение с ними. Сблизившись на дистанцию 700 метров, Разорвин открыл огонь по ведущему пары. В результате атаки "Шут" был сбит. Ведомый пары F-80, заметив атаку пары МиГ-15, переворотом ушёл за береговую черту. Старший лейтенант Разорвин из атаки вышел правым разворотом и с набором высоты продолжил поиск противника в заданном районе.

Вечером 28 июня погода немного улучшилась, и этим обстоятельством решили воспользоваться американцы: они послали в район Ансю без прикрытия группы своих поршневых штурмовиков F-51 в надежде, что "МиГи" не появятся в данном районе в такую погоду. Однако командование 5-го ВФ просчиталось, и на перехват небольших групп штурмовиков ушло несколько групп "МиГов" из состава 303-й ИАД. Повезло встретить противника лётчикам 523-го ИАП, которые двумя группами общим составом в 18 экипажей в 18:35 прибыли в район Ансю. Самолёты противника встретила группа майора А. П. Трефилова в составе 10 экипажей, которые сначала обнаружили 8 штурмовиков F-51, атаковавших дороги в районе Ансю, и, разбившись на пары, атаковали противника. Не всем удалось это сделать, так как некоторые наши лётчики не рассчитали скорость сближения и проскочили свои цели, а на повторную атаку зачастую просто не хватило времени, так как "Мустанги", спасаясь от повторных атак, бросились в спасительный залив.

Самолёт-штурмовик F-51D-30

Повезло в первой атаке сбить самолёт противника старшему лейтенанту Г. Т. Шаталову: его ведущий старший лейтенант В. И. Суровикин проскочил свою цель, а вот следовавший за ним Шаталов удачно вписал "Мустанг" в прицел и с дистанции 150 метров поджёг его, и тот упал в море, так как атака уже проходила в районе береговой черты. Тут же Шаталов обнаружил ещё одну пару "Мустангов" и увлечённо атаковал её уже над морем и добился попадания в ещё один F-51.

В это время пара старшего лейтенанта Н. П. Разорвина также в районе береговой черты встретила другую пару F-51, атаковала на малой скорости ведущего этой пары и Разорвин добился попадания в "Мустанг", который также упал в море. Другим лётчикам 523-го полка не удалось атаковать другие "Мустанги", так как им удалось уже покинуть сушу и уйти в море, куда нашим лётчикам было запрещено заходить. Так закончилось последнее сражение в июне 1951 года в "Аллее "МиГов", в котором нашим лётчикам как минимум 2 "Мустанга" удалось сбить без своих потерь.

Американское командование признает потерю только одного своего F-51 с №44-13220 из состава 39-й аэ 18-й ИБАГ, пилот которого капитан Чарлз Самнер смог дотянуть до Сеула, но при посадке его самолёт потерпел аварию, в которой Самнер получил ранения, а его "Мустанг" был списан двумя днями позже. Нельзя также исключать и такого варианта, что, помимо штурмовиков F-51, в этом же налёте принимала участие и палубная авиация ВМС США, и она также попала под удар "МиГов", так как в этот день американцы потеряли несколько своих "Корсаров" и "Скайрейдеров", записав их как потери от огня с земли или неудачной посадки на авианосец. Советские лётчики плохо разбирались в типах палубных самолетов ВМС США и причисляли их всех к одному типу - "Хэккетам", которые в этой войне и не участвовали, либо ошибочно писали в рапортах, что это были "Мустанги".

ст.лейтенант Н.П.Разорвин с товарищами.

5 октября 1951 года противник предпринял 2 налёта на цели в районе "Аллеи "МиГов": первый был осуществлён утром, а второй - после обеда. При отражении второго налёта противника лётчики 303-й ИАД сковали боем передовые заслоны "Сейбров", в то время как по штурмовикам действовали "МиГи" из состава 4-й ИАД ОВА, которых прикрывали лётчики 324-й ИАД. В районе Дзюнсен в 10-минутном бою с 16 F-86 лётчики 523-го полка сбили один "Сейбр" - он на счету старшего лейтенанта Н. П. Разорвина.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д