Пупко Андрей Иванович

Пупко Андрей Иванович

7 декабря 1922 года в станице Корданикская (Зеленчукский район Ставропольского края). С 11 октября 1941 года в рядах Красной Армии, призван Зеленчуковский РВК. Окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в составе 18-го ОУТАП (ВВС 17-й Воздушной армии).

Участник войны в Корее с апреля 1951 по февраль 1952 гг. в составе 196-го ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника (21.07.1951 - 2 Ф-94).

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 30 ноября 1962 года майор А. И. Пупко - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (10.10.1951, 22.02.1955), Красной Звезды (29.04.1954, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951).


*     *     *

Утром 21 июля 1951 года лётчикам 196-го полка удалось осуществить удачный перехват группы самолётов противника, которые наши лётчики опознали как всепогодные перехватчики ВВС США типа F-94 "Старфайер". В тот день стояла пасмурная погода, была сплошная облачность, все наши аэродромы были закрыты туманом. С аэродромов в Японии взлетела восьмёрка всепогодных двухместных перехватчиков F-94, которые должны были выполнить разведполёт над территорией Северо-Восточного Китая. Их прикрытие осуществляли 30 F-86, взлетевших из Сувона. Они сопровождали "Старфайеры" до Аньдуня, а потом решили, что в такую погоду "МиГи" не взлетят с аэродромов, и вернулись на свою базу. А восьмёрка F-94 продолжала свой полёт, долетела до Мукдена, развернулась и пошла в обратном направлении курсом на Южную Корею. За её полётом внимательно следили операторы РЛС 64-го корпуса, но командир корпуса генерал-майор М. В. Белов не решался поднять в такую погоду своих лётчиков. Правда, он дал команду командиру 324-й ИАД полковнику И. Н. Кожедубу быть готовым к немедленному взлёту его подчинённых.

Кожедуб дал команду командиру 196-го ИАП подполковнику Е. Г. Пепеляеву подготовить к вылету наиболее подготовленных пилотов полка, которые имели большой налёт в сложных метеоусловиях. Таковых Пепеляев собрал 9 человек и сам возглавил эту группу. Они сидели в готовности № 1 до тех пор, пока "Старфайеры" не прошли наш аэродром, и туман к тому времени стал рассеиваться. Только тогда было дано разрешение на взлёт дежурившей в готовности № 1 десятке, и её стали наводить с земли на группу самолётов-разведчиков противника. Взлетевшая в 9 часов десятка под командованием командира полка подполковника Е. Г. Пепеляева нагнала эту группу, когда она подошла к береговой черте.

Группа F-94 шла на высоте 8000-9000 метров на восток двумя звеньями в колонне звеньев на дистанции 2-4 км между четвёрками. Пепеляев звеном атаковал заднюю четвёрку и завязал с ней бой, а ведущую четвёрку атаковало звено "МиГов" под командованием капитана Б. В. Бокача. С первой атаки Пепеляев сбил один "Старфайер" под углом, близким к 0/4. После выхода из атаки атаковал второй F-94 на вираже и отстрелил ему хвостовое оперение.

Пару F-94 на встречном курсе обстрелял из пушек старший лейтенант А. И. Пупко, и ведущий F-94, уходя от огня, сделал резкий маневр и столкнулся с ведомым - оба упали в море. Ещё 3 "Старфайера" сбили капитаны Б. С. Абакумов, В. А. Назаркин и, вероятно, Л. Н. Иванов, а победу записали Н. К. Шеломонову, хотя он отрицает своё участие в этом бою...

Истребитель F-9F-2 'Пантера'

На самом деле в это утро лётчики 196-го полка перехватили группу палубных истребителей F9F-2 "Пантера" из состава VNF-311. Американская сторона признала потерю только одного своего палубного истребителя с № 123464, пилот которого лейтенант Ричард Белл попал в плен. Но властям и военным КНА удалось обнаружить обломки 4 "Пантер" и трупы 2-х американских пилотов, а 3 остальных, видимо, упали в море, и их обломки найдены не были. Однако до сих пор американская сторона не сообщает о других потерях своих "Пантер" в этот день.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д