Попов Иван Васильевич

Попов Иван Васильевич

В июле 1941 года направлен в одно из лётных училищ, в июне 1942 года - в Одесскую военную авиационную школу пилотов, которую закончил в мае 1945 года. Служить попал в Подмосковье (город Ступино), в 1946 году переведён в 177-й ИАП (303-я ИАД) в город Подольск.

В октябре 1950 года направлен в правительственную командировку в составе 177-го ИАП (50-я ИАД) в звании старшего лейтенанта и должности замполита эскадрильи. За время участия в боевых действиях в небе Кореи до середины февраля 1951 года совершил около 20 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, в которых лично сбил 2 самолёта ВВС США (21.01.1951 г. - Ф-84, 03.02.1951 г. - Ф-80). Сам был серьёзно подбит в бою 24 января 1951 года, но смог вернуться на свой аэродром. За бои в небе Кореи награждён орденом Красного Знамени.

Затем продолжал службу в рядах ВВС СССР. 1955 году был переведён с повышением в 7-ю Отдельную разведывательную авиационную эскадрилью. В 1958 году признан медкомиссией непригодным для лётной работы, в декабре 1958 года уволился из рядов Советской Армии, в звании майора. В 1959 году переехал в город Днепропетровск, где и проживал до своей смерти.


*     *     *

Большое сражение в районе Ансю произошло 21 января 1951 года, когда на перехват многочисленных групп штурмовиков вылетело около 30 МиГ-15 - были подняты в воздух группы "МиГов" из состава всех 3-х полков 50-й ИАД.

В 10:35 1-я аскадрилья 177-го ИАП в составе 9 экипажей встретила в районе Ансю восьмёрку F-84 и завязала с ней бой, в котором группа противника была разгромлена: 4 "Тандерджета" были сбиты П. М. Михайловым, С. М. Акуленко, И. А. Гречишко и И. В. Поповым, причём последний "Тандерджет" сбил капитан Гречишко. Он вёл бой с ведомым Беликовым против пары F-84 и никак не мог зайти им в хвост, но когда у F-84 стало заканчиваться горючее, так как они летали на пределе своего радиуса, они начали выходить из боя, чем и воспользовался капитан Гречишко: зашёл им в хвост и с короткой дистанции сразил самолёт ведомого, и тот упал на берег залива. У группы майора Михайлова потерь в бою не было.

В начале февраля 1951 года 177-й ИАП убыл в Советский Союз, но перед этим лётчики полка провели ещё несколько боевых вылетов и 2 воздушных боя, один из которых был результативный.

3 февраля на патрулирование вылетело 10 МиГ-15 из 1-й эскадрильи 177-го ИАП под командованием майора П. М. Михайлова. В районе Сингисю в 40 км северо-восточнее города на высоте 2500 метров командир звена И. А. Гречишко увидел одиночный самолёт типа F-80. Звено Гречишко стало в левый разворот на 135 - 140 градусов, его справа атаковал капитан С. М. Акуленко с дистанции 350 - 400 метров открыл по нему огонь. F-80 сбросил правый подвесной бак и развернулся на 180 градусов, и тут его атаковал капитан Н. Е. Воробёв и провёл по нему 6 стрельб под ракурсом 1/4 и 2/4 с дистанции 300 метров, вскоре F-80 упал в 15 - 20 км юго-западнее Кидзио. Из воспоминаний Н. Е. Воробьёва:

"Это был всепогодный перехватчик, двухместный F-94 "Старфайер". Атаковал он его сбоку и попал по нему из пушек по фюзеляжу справа (видел разрывы снарядов). В этот момент экипаж F-94 сбрасывал ПТБ, но левый бак у него не сбросился, и самолёт начал падать. В это время командир звена Гречишко крикнул мне: "Воробьёв, добей его, иди за ним !" Я так и сделал. Гречишко оказался прав, так как американец хоть и был подбит, но имитировал падение, и, когда лётчик вывел самолёт из падения, я ещё раз открыл по нему огонь и вёл до тех пор, пока самолёт не врезался в землю. Его экипаж погиб".

На снимке ФКП явно было видно, что самолёт был двухместный, но хоть он и был похож по силуэту на F-94, но маловероятно, что это был "Старфаейр", так как первые F-94 прибыли в Корею только в конце весны 1951 года. Скорее всего, это был двухместный самолёт-разведчик типа RT-33 из 8-й тактической разведэскадрильи (база в Йокоте), так как они были очень похожи по конфигурации с F-94.

Но бой на этом не закончился, так как оказалось, что разведчик имел прикрытие в составе четвёрки F-80, которая подошла к месту боя с опозданием. Сначала майор П. М. Михайлов увидел одиночный F-80 и атаковал его в хвост и с первой атаки сбил (противник его не видел). Тут пара старшего лейтенанта Захарцева увидела слева ещё пару F-80 и перешла в атаку на неё. Пара капитана И. В. Попова сделала набор высоты для прикрытия атаки пары Захарцева, и тут Попов увидел ещё один F-80 и справа сверху атаковал его и сбил. Оставшаяся пара "Шутов" тут же вышла из боя. Лётчики 177-го полка в этом бою не имели даже пробоин.

Согласно исследованиям аргентинского историка Диего Зампини, в этот день летчики 177-го ИАП перехватили самолёт-разведчик Т-ЗЗА №49-988 из состава 49-й ИБАГ, который сопровождали 6 F-80 из 25-й АЭ 51-й ИБАГ. Капитану Воробьеву удалось сбить этот Т-33, а его экипаж в составе Леланда Молланда и Уолтера Селенджера погиб. Но, как обычно, американское командование записало его как потерю только 16 мая и вновь по "техническим причинам". А вот потерю 2-х своих F-80 из состава 25-й АЭ американцы признают, как и гибель обоих пилотов этих "Шутинг Старов", но вновь не от огня "МиГов", а от огня зенитной артиллерии, что не соответствует действительности.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д