Родился 14 октября 1923 года в городе Севастополе. Окончил среднюю школу. С 12 июля 1941 года в рядах Красной Армии, призван Севастопольским ГВК. В 1944 году окончил Вязниковскую военную авиационную школу пилотов и был направлен в 14-й ЗИАП (Московский военный округ). С 22 июля 1944 года младший лейтенант А. А. Плиткин в действующей армии. Воевал в составе 19-го Гвардейского ИАП (19 августа 1944 года преобразован в 176-й Гвардейский ИАП). Участвовал в боях за Берлин и Варшаву. Летал на Ла-7. К 9 мая 1945 года лётчик 176-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии младший лейтенант А. А. Плиткин совершил 54 боевых вылета, провёл 6 воздушных боёв, в которых сбил лично 1 самолёт противника. В качестве ведомого обеспечил своему командиру сбитие ещё 4 самолётов. После окончания войны продолжал служить в ВВС. В составе того же 176-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК) принимал участие в боевых действиях на территории Кореи с апреля 1951 по февраль 1952 гг. Летая на МиГ-15, увеличил свой личный счёт ещё на 4 сбитых самолёта противника. После возвращения в Советский Союз продолжал служить в ВВС. С 29 октября 1959 года Гвардии капитан А. А. Плиткин - в запасе. Награждён орденами: Красного Знамени (04.06.1945, 10.10.1951, 25.09.1952), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (16.10.1957); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951). * * * Список известных воздушных побед А. А. Плиткина:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Крупное сражение разыгралось 12 апреля 1951 года в районе моста через
реку Ялуцзян между Аньдунем и Синыйджу, в котором участвовало более 100 самолётов с обеих
сторон. Ранним утром с баз Окинавы были подняты в воздух 39 бомбардировщиков Б-29 (по нашим
данным - 48). Их непосредственное прикрытие осуществляли 36 Ф-84Е из 27-й эскортной ИАГ.
Кроме того, 3 группы "Сейбров" 4-го ИАКР (18 истребителей) осуществляли передовой заслон
колонны "Крепостей" и имели задачу сковать боем группы МиГ-15 с Аньдунского аэроузла (по
нашим данным, было около 40 "Сейбров"), а также до 20 истребителей Ф-80 из 49-го ИБАК. Противник был своевременно обнаружен радиолокационными средствами корпуса,
и на отражение его налёта были подняты все боеспособные истребители 324-й дивизии - в воздух
последовательно, несколькими группами, ушли 44 МиГ-15. Атаки "МиГов" оказались довольно
эффективны, их жалящие укусы то здесь, то там выбивали из строя очередные бомбардировщики.
Истребители прикрытия не были готовы к такой тактике боя и не успевали перехватить
многочисленные пары "МиГов", и те успешно прорывались сквозь истребительный заслон и
выходили на свою основную цель - Б-29. После серьёзного анализа этого сражения, по данным фотоконтроля, докладам
лётчиков и подтверждения с земли, дивизии было засчитано 10 сбитых Б-29. Из них 7 "Крепостей"
записали на счёт лётчиков 176-го Гвардейского ИАП: К. Я. Шеберстова, С. П. Субботина, И. А.
Сучкова, Г. И. Геся, П. С. Милаушкина, А. А. Плиткина и Б. А. Образцова. Ещё 3 "Крепости"
записали на счёт лётчиков 196-го ИАП: В. А. Назаркина, Ф. А. Шебанова и А. М. Кочегарова. По данным штаба 64-го истребительного авиационного корпуса, 18 июня 1951
года лётчики 176-го Гвардейского ИАП провели 3 воздушных боя с "Сейбрами". Один из упавших
в море "Сейбров" сбил в этом бою старший лейтенант А. А. Плиткин. 22 июня 1951 года Анатолий Плиткин пережил горечь поражения и сам: его
самолёт был сбит в воздушном бою, а лётчику пришлось катапультироваться. К счастью, всё
обошлось и вскоре он снова приступил к боевой работе. 13 сентября 1951 года лётчикам 176-го Гвардейского ИАП повезло встретить
самолёты противника: в 11:45 в районе железнодорожной станции Какусен группа из 18 "МиГов"
перехватила группу из 8 Ф-51 "Мустанг". Обнаружив "МиГи", американские лётчики сразу бросились
к спасительному заливу, но добрались до него не все. В том вылете повезло паре старшего
лейтенанта А. А. Плиткина, которая на низкой высоте атаковала четвёрку поршневых штурмовиков
Ф-51. В первой же атаке ведущий сбил один "Мустанг", а другие стали удирать. Бросив ведущего, старший лейтенант А. П. Вердыш стал преследовать другой
Ф-51 и добился вскоре победы над ним, но, вернувшись на аэродром, он получил нагоняй от
ведущего за недисциплинированность. Удивительно, но американцы признают потерю 2-х своих "Мустангов" из
состава 18-й ИБАГ, но утверждают, что они сбиты огнём ЗА противника. Однако с достаточно
большой долей уверенности можно заявить, что Ф-51D с № 44-72427 сбил старший лейтенант
Плиткин - его пилот Уильям Джакмен погиб. А Ф-51D с № 44-63886 был сбит старшим лейтенантом
Вердышем - его пилот Ленард Вольф также погиб. 10 ноября 1951 года старший лейтенант А. А. Плиткин одержал свою 4-ю
победу в небе Кореи, сбив самолёт Ф-84. Таким образом, он заслужил титул аса по итогам
двух войн. |
Н а з а д