Пивоваренко Григорий Михайлович

Фото не найдено

16 сентября 1952 года было примечательно тем, что в этот день лётчики 32-й ИАД, действовавшей во втором эшелоне с аэродромов Мукдена, наконец-то открыли свой боевой счёт. Был налёт самолётов ИБА 5-й ТВА в районе Сингисю-Сиодзио, и на его отражение вылетали в основном лётчики 216-й ИАД. Лётчики 518-го ИАП и 676-го ИАП выполнили по 2 боевых вылета с боями, а лётчики 878-го полка - 3 боевых вылета. В боях с передовым заслоном "Сейбров" лётчики 676-го полка сбили 2 F-86, а лётчики 518-го полка - 1 "Сейбр". Один F-86 сбил замполит 1-й АЭ из 676-го ИАП капитан Пивоваренко Григорий Михайлович. Вот как он рассказывает о своей победе:

"16 сентября, находясь в паре с ведомым старшим лейтенантом Матвеем Сапегиным в ходе боя, я услышал голос с КП корпуса: "Кто в воздухе, помогите раненому лётчику, которого преследует противник". Я передал: "Лебедь-21 (мой позывной тогда) понял", - пошёл навстречу противнику. Скорость максимальная, более 1000 км/час, высота 8000 метров, на встречном курсе виден наш МиГ-15 и за ним два "Сейбра". Я делаю переворот и неимоверным усилием (а у нас тогда не было противоперегрузочных костюмов) вытягиваю самолёт из пикирования, перехожу в набор высоты и выхожу в хвост к преследующей паре "Сейбров". С близкой дистанции из трёх пушек разваливаю ведущий Ф-86, а Матвей Сапегин подбивает ведомого "Сейбра". Так мы спасли раненого лётчика и записали победы на свой счёт".

Победу засчитали, правда, только Пивоваренко. В этом бою лётчики 676-го ИАП потеряли один "МиГ", но его пилот, старший лейтенант В. Н. Позняков, покинул свой подбитый самолёт на большой скорости, в результате чего лишился ноги.

16 декабря 1952 года состоялось несколько ожесточённых боёв летчиков 216-й ИАД и китайцев из ОВА с пилотами 4-го ИАКР в основном из 335-й АЭ. Бои развернулись в районе населённых пунктов Ченьданьхэкоу, Бугдин, Кайсен, Хакусен, Тайсен и Сиодзио. В этот же день на боевое задание вылетали и лётчики всех 3-х полков 216-й ИАД, которые провели по одному бою с четвёрками или восьмёрками F-86, но только лётчикам 676-го ИАП удалось одержать победу в одном из них. Вот как описывает этот бой его участник лётчик 1-й АЭ Г. М. Пивоваренко:

"16.12.1952 утром эскадрилья в количестве 8 самолётов под командованием Героя Советского Союза майора И. Ф. Гнездилова была поднята в воздух. Но у командира АЭ что-то случилось с рацией, так как он не слышал команд и с ведомым старшим лейтенантом Алтуниным шёл на посадку. Я парой с ведомым старшим лейтенантом М. Сапегиным пристроился к звену капитана М. П. Жбанова и шестёркой шёл в район Супхун ГЭС, куда, по информации с КП корпуса, вышла восьмёрка Ф-86. На высоте 10000 метров сбросил ПТБ, вскоре увидел 8 Ф-86 и вступил с ними в бой. Но в это время из-за перистых облаков на нас навалилась ещё одна восьмёрка "Сейбров". В результате их первой атаки по мне перебиты рули глубины, а кабина разбита, пули прошили штанину брюк, разбита приборная доска. Катапультируюсь на высоте 10000 метров. При прыжке сорвало кислородную маску, меня охватывает озноб, ведь температура за бортом - 56 градусов. На высоте 6000 метров пара "Сейбров" произвела атаку по мне и перебила несколько строп на парашюте. Скорость снижения увеличилась, и при приземлении я получил контузию, а также перелом ног и декомпрессионное смещение позвонков. Вскоре меня подобрали китайские товарищи и бережно отнесли в район Куаньдан, где мне оказали медицинскую помощь, а затем отправили в Дапу".

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д