Перекрест Александр Иосифович

Перекрест Александр Иосифович, 1945 г.

Родился в 1921 году в селе Серезлиевка (Ново-Архангельский район Одесской области Украины). В октябре 1940 года окончил Одесский аэроклуб. В декабре 1940 года направлен в Конотопскую ВАШП, а в мае 1941 года - в Армавирскую ВАШП. В августе 1943 года закончил обучение и был направлен в 22-й ЗАП (6-я ЗАБ, город Иваново) в качестве лётчика-инструктора. Служил там до конца Великой Отечественной войны. Всего подготовил для фронта 63 лётчиков на самолётах Р-39 "Аэрокобра". Награждён медалью "За боевые заслуги" (21.02.1945).

С 4 сентября по 4 октября 1944 года младший лейтенант А. И. Перекрест проходил боевую стажировку на 1-м Прибалтийском фронте в составе 17-го ИАП (190-я ИАД). Совершил 18 боевых вылетов, провёл 6 воздушных боёв, в которых сбил лично 1 самолёт противника ФВ-190 (15.09.1944).

После окончания войны 22-й ЗАП был расформирован. В сентябре 1946 года лейтенант А. И. Перекрест был переведён в состав 29-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД). В составе данного полка он участвовал в нескольких авиапарадах над Тушино и Красной Площадью. В марте 1950 года убыл в Правительственную командировку (в Китай). Участвовал в защите города Шанхай от налётов гоминдановской авиации. Осенью 1950 года вместе с полком убыл на Ляодунский полуостров (КНР) где полк вошёл в состав 50-й ИАД.

В ноябре 1950 года 50-я ИАД вошла в состав 64-го ИАК и приступила к боевым действиям в небе Северной Кореи с аэродрома Аньдун (КНР). А. И. Перекрест начал эту войну в должности командира звена 3-й эскадрильи, в звании старшего лейтенанта. До февраля 1951 года совершил 38 боевых вылетов, участвовал в 10 воздушных боях, в которых сбил лично 3 самолёта ВВС США (2 Ф-80 и 1 Ф-84). Командировку закончил в должности заместителя командира эскадрильи и звании капитана. Награждён за бои в небе Кореи орденом Ленина.

После возвращения в Советский Союз в феврале 1951 года (на аэродром Левашово, под Ленинградом), А. И. Перекрест продолжил службу с составе 29-го Гвардейского ИАП. Вскоре получил звание майора и стал командиром 3-й эскадрильи. Затем был переведён с повышением в состав другой авиачасти. Службу закончил на должности командира Гвардейского ИАП, в звании полковника. Жил в городе Санкт-Петербурге. 11 марта 1985 года, к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.


*     *     *

Перекрест Александр Иосифович, 1956 г.

Довольно напряжённым для лётчиков 29-го ГИАП стал день 9 декабря 1950 года, когда они совершили 5 боевых вылетов на перехват самолётов противника. Особенно досталось в этот день лётчикам 3-й АЭ, которые совершили 3 боевых вылета за день. Первыми ушла на задание в 8:15 восьмёрка "МиГов" под командованием капитана А. И. Перекреста. В районе железнодорожной станции Сенсен они обнаружили группу из 4 F-80, которые занимались штурмовкой этой станции. Воспользовавшись тем, что американские пилоты всё своё внимание уделяли наземным целям и не следили за воздухом, наши "МиГи" сблизились на большой скорости с ними и открыли огонь. Наиболее точным был огонь ведущего группы капитана А. И. Перекреста, который сбил ведущего одной из пар F-80, и он рухнул рядом со станцией. Остальные тут же бросились прочь от станции.

Удачный воздушный поединок провели лётчики 3-й эскадрильи 29-го ГИАП и 12 декабря. По тревоге в район нахождения самолётов противника в 13:00 были подняты 4 МиГ-15 под командованием старшего лейтенанта А. И. Перекреста. Вот как он сам описывает этот бой:

"Через несколько минут после нашего взлёта мной была обнаружена группа F-80, которая, образовав круг из 4 самолётов, производила штурмовку железнодорожной станции и эшелонов на путях с высоты 800 - 1000 метров. У нас была высота около 4000 метров, и с неё мы со снижением и на большой скорости начали сближаться с противником. Построили свой маневр так, чтобы выйти с задней полусферы в хвост последнему самолёту противника. Противником мы ещё не были обнаружены. При сближении до дистанции с последним F-80 на 200 - 250 метров я прицелился и открыл огонь из всех пушек. "Шутинг Стар" загорелся и упал в районе станции, остальные самолёты противника стали уходить в сторону 38-й параллели".

Но ушёл только один "Шутинг Стар", так как в первой же атаке ведомый Перекреста лейтенант В. Р. Бондаренко сбил следующий F-80. Другая пара F-80 резко пошла в разворот, уходя от атаки второй пары "МиГов", но при этом один из "Шутинг Старов" не учёл высоты и крылом задел вершину сопки и развалился на части (его записали на счёт лейтенанта Ю. П. Сотникова).

Так в течение одной минуты боя была почти полностью уничтожена небольшая группа самолётов противника, без наших потерь. Скорее всего, в этом налёте принимали участие 2 звена самолётов противника - это звено F-80 из состава 25-й АЭ 51-й ИБАГ и звено новых F-84Е из состава 27-й ИАГ. Сначала под удар попало звено "Шутинг Старов", и один из них сбил капитан Перекрест - его пилот Уильям Кимбро погиб. Затем под удар попало следовавшее следом за "Шутинг Старами" звено "Тандерджетов", которое потеряло от атаки "МиГов" 2 своих машины - один пилот погиб, другой спасся. Так 12 декабря пилоты 29-го ГИАП встретились со своим новым противником и пустили "первую кровь" пилотам 27-й ИАГ, хотя наши лётчики ошибочно приняли их за "Шутинг Стары".

Лётчики 3-й эскадрильи 29-го Гвардейского ИАП, осень 1951 г.

Лётчики 3-й эскадрильи 29-го Гвардейского ИАП (слева направо): лежат - А. Д. Рыжов, М. В. Федосеев, А. И. Перекрест;
сидят - В. Р. Бондаренко, С. Поляков, Ю. П. Сотников, Н. Н. Петров, И. Никитин. Аэродром Левашово, осень 1951 г.

Пиком январских боёв 1951 года в небе Кореи стало сражение над Сингисю 23 января. Обозлённые большими потерями, лётчики 27-й авиагруппы ВВС США решили показать свою мощь и в полном составе вылетели в район Аньдуня. Подходя со стороны залива, 24 F-84 (по другим данным, их было 48) пересекли границу КНР и направились к аэродрому Аньдун. Вот как об их появлении над аэродромом вспоминает А. И. Перекрест:

"Когда мы позавтракали в 7 часов утра и вышли из дежурного домика, солнце только начало выходить из-за горизонта. Не успели мы перекурить после еды, как увидели, что со стороны моря, на высоте примерно 400 - 500 метров, идёт целая колонна самолётов F-84, они шли четвёрками друг за другом, их было не менее 45 машин. Это был первый случай крупного нарушения границы КНР при нас. Шли они как на параде, огня по нашим самолётам, стоящим на аэродроме, не открывали. От дежурного домика, где мы стояли, до стоянки самолётов было 50 - 60 метров, и мы сразу бросились к своим "МиГам", сели в кабины, запустили двигатели и начали взлетать".

В 7:10 с аэродрома Аньдун в воздух последовательно ушли 28 МиГ-15, и среди них 8 "МиГов" из 10-го ИАП, а остальные - из 29-го ГИАП. Завязался ожесточённый воздушный бой, в котором сошлись около 80 самолётов с обеих сторон.

Первой ушла по тревоге шестёрка МиГ-15 из состава 2-й АЭ под командованием капитана В. Н. Крымского, и именно они первыми обнаружили первую группу из 8 "Тандерджетов", которые, нарушив границу КНР, направлялись к авиабазе Аньдун, которая располагалась непосредственно напротив Сингисю, но на другом берегу реки Ялуцзян. Видимо, данная группа противника должна была обеспечить действия подходившей основной ударной группы. Группа капитана Крымского вступила в бой с этой восьмёркой F-84, и довольно удачно, так как вскоре капитану Г. П. Чумакову удалось сбить один из "Тандерджетов". В этот момент в район боя подошла основная группа противника, и всё пространство было занято самолётами противника, и шестёрка "МиГов" просто растворилась среди самолётов врага. Но это преимущество длилось не больше минуты, так как сначала в район боя подошла шестёрка МиГ-15 из 1-й эскадрильи под командованием капитана П. И. Орлова, а ещё через минуту подошла ещё восьмёрка МиГ-15 3-й эскадрильи под командованием капитана И. И. Юркевича. В небе крутилась гигантская "карусель" из нескольких десятков машин.

Несколько "МиГов" было обстреляно "Тандерджетами" на взлёте, при этом 2 МиГ-15 были подбиты, и они были вынуждены сесть на аэродром, не вступив в бой. Были подбиты самолёты капитана Жандарова и старшего лейтенанта А. Ф. Андрианова, самолёт последнего получил 3 пробоины в двигатель. МиГ-15 Андрианова был бы сбит, так как в него вцепились 2 F-84, но его спасла пара капитана Глинского, который атаковал пару "Тандерджетов" и сбил один из них, другой ушёл крутым виражом из-под атаки.

Героически сражался в этом бою капитан Г. М. Гребёнкин, но его зажала четвёрка F-84 и сбила, - капитан Г. М. Гребёнкин не успел спастись, эта была единственная потеря полка в этом бою и последняя в этой войне. Но лётчики 29-го полка с лихвой отплатили врагу за свою потерю: они сбили 8 F-84 и подбили 2 - 3 машины противника. Правда, полку было засчитано только 6 побед, которые одержали лётчики П. И. Орлов, И. Ф. Богатырёв, А. К. Курносов, А. Рязанов, Г. П. Чумаков и А. И. Перекрест. Ещё 2 "Тандерджета" были сбиты лётчиками Ю. И. Глинским и Г. М. Гребёнкиным, но им по разным причинам эти победы не засчитаны.

Американские лётчики из 522-й и 523-й АЭ 27-й ИАГ заявили, что сбили 4 "МиГа", причём 2 победы на свой счёт записал лейтенант Е. Крэгг, а 2 другие одержали капитаны Аллен Макгуайр и Уильям У. Слоутер. Предположительно они сбили ещё 3 МиГ-15. По американским данным, в этом сражении принимали участие 8 экипажей штурмовиков F-80 из состава 8-й ИБАГ, а их действия обеспечивали 24 экипажа F-84 "Тандерджет" из состава 27-й ИАГ. Причём, по данным американской стороны, они в этом сражении потеряли только лишь один самолёт F-80 из 80-й АЭ, лётчик которого погиб. Эти данные, относительно понесённых американской стороной потерь, вызывают большое сомнение в их достоверности, зная, как болезненно относится американское командование к таким потерям и старательно их скрывает.

Это был последний бой в небе Кореи лётчиков 29-го ГИАП, так как 24 января 1951 года полк перелетел в Аньшань, где сдал свои "МиГи" другому советскому полку, недавно прибывшему в Китай, а лётный состав затем убыл на отдых на Ляодунский полуостров.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д