Парфёнов Александр Иванович

Парфёнов Александр Иванович

Родился 13 июля 1921 года в селе Терники (Угодско-Заводский район Калужской области). С 30 октября 1940 года в рядах Красной Армии, призван Сокольническим РВК (города Москвы). Окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в 22-м ЗИАП (6-я ЗАБР, ВВС Московского военного округа).

С 27 января 1944 года младший лейтенант А. И. Парфёнов в действующей армии. Воевал в составе 68-го Гвардейского ИАП (5-я Гвардейская ИАД). Сражался на 1-м Прибалтийском, 2-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Летал на "Аэрокобре".

К 9 мая 1945 года старший лётчик 68-го Гвардейского истребительного авиационного полка (5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Ленинградскийо фронт) Гвардии лейтенант А. И. Парфёнов совершил 139 боевых вылетов, провёл 19 воздушных боёв и лично сбил 1 самолёт ФВ-190 (6 октября 1944 года).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. Участник войны в Корее с ноября 1950 по апрель 1952 гг. в составе 28-го Гвардейского ИАП (151-я ГИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15. В воздушных боях сбил 2 бомбардировщика ВВС США типа Б-29 (25.02.1951 и 01.03.1951).

После возвращения в Советский Союз продолжал служить в ВВС на различных должностях. С 9 декабря 1960 года Гвардии подполковник А. И. Парфёнов - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (10.10.1944, 02.06.1945), Отечественной войны 2-й степени (14.07.1944, 12.04.1945, 11.03.1985), Красной Звезды (29.04.1954, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

25 февраля 1951 года у лётчиков 28-го Гвардейского авиаполка состоялась очередная встреча с бомбардировщиками Б-29. Вот как это произошло: в 10:12 на перехват обнаруженных самолётов противников постами РТС были подняты в воздух 8 экипажей из состава 3-й АЭ под командованием майора П. Б. Овсянникова. В районе станции Кайсен они обнаружили 4 Б-29, шедших на цель без какого-либо прикрытия, за что и поплатились. Принимая во внимание недочёты, совершённые в предыдущем бою, Овсянников разбил свою группу на пары и атаковал последовательно группу Б-29 с разных направлений на большой скорости. При этом огонь по бомбардировщикам противника наши лётчики открывали с достаточно близких дистанций, и это имело хорошие результаты стрельбы.

Было проведено 3 атаки по "ромбу" Б-29 и поражены все 4 бомбардировщика противника. Один горящим упал в районе станции Кайсен, остальные горящими стали уходить на свою территорию. Свои цели поразили майор П. Б. Овсянников, капитан А. И. Парфёнов и старший лейтенант В. Г. Монахов. Стрелки с Б-29 вели по "МиГам" интенсивный огонь, и одному из стрелков удалось поразить самолёт капитана Н. Г. Пронина и повредить ему киль, но и Пронин удачно обстрелял своего обидчика и поджёг его самолёт, после чего вышел из боя и благополучно посадил свой МиГ-15 в Аньдуне.

Американцы признали потерю 3-х своих Б-29 и повреждение ещё одного, но записали эти потери только 1 марта 1951 года. Это были бомбардировщики 98-й БАГ, причём Б-29 № 44-61830 разбился в Северной Корее, 2 других Б-29, хоть и вернулись с серьёзными повреждениями на свою базу, но были списаны как не подлежащие ремонту, и только Б-29 с № 44-86335 повезло больше остальных из этой четвёрки - он был восстановлен.

1 марта 1951 года американское командование направило 18 бомбардировщиков Б-29 из 98-й бомбардировочной группы к речным переправам под Конгунаном. На отражение этого налёта в воздух ушли лётчики 3-й эскадрильи в составе 8 экипажей под общим командованием майора П. Б. Овсянникова и шестёрка во главе с командиром полка подполковником В. И. Колядиным. Но у ведомого командира полка старшего лейтенанта В. Ф. Бушмелёва не сбросился ПТБ и ему пришлось произвести посадку на свой аэродром, на задание ушла только пятёрка наших лётчиков. У первой группы также вернулась назад пара лётчиков, так как у вылетевшего в составе этой группы инспектора по технике пилотирования полка подполковника П. П. Никифорова не убирались шасси, и он с ведомым старшим лейтенантом А. Безматерных вернулся на свой аэродром в Аньдуне. Так что в этом сражении с "Крепостями" участвовало всего 11 лётчиков 28-го ГИАП.

Когда "МиГи" из первой группы в 12 часов 54 минуты обнаружили первый "ромб" В-29 и подошли к строю бомбардировщиков, то непосредственного прикрытия у Б-29 не было. Как выяснилось, Ф-80 опоздали к месту встречи с Б-29, и произошёл разрыв, чем незамедлительно воспользовались советские лётчики. Звено майора Овсянникова попарно пошло в атаку на это звено Б-29, а пара капитана Н. Н. Мотова на всякий случай осталась вверху прикрывать эту атаку. Строй "крепостей" дрогнул и распался, и они, сбросив куда попало свой опасный груз, поодиночке стали выходить из боя.

Ведущего Б-29 атаковала пара майора Овсянникова и подожгла ему один из моторов, а во второй атаке подожгла ему ещё один из двигателей. Другой одиночный Б-29 атаковала пара капитана А. И. Парфёнова, проведя по нему 2-3 атаки. Парфёнов подбил Б-29, тот задымил и ушёл в сторону моря. Добить его Парфенов не смог, так как в море заходить нашим лётчикам было запрещено.

В это время в район боя подошла пятёрка подполковника Колядина и атаковала другой "ромб" Б-29. Колядин в одиночку атаковал и поджёг двигатель одного из Б-29, в это же время пара капитана А. И. Акимова атаковала другой бомбардировщик. Удачной была атака и пары майора С. И. Коробова с ведомым капитаном И. И. Гаркавенко, которая также поразила один Б-29.

После посадки всех наших истребителей, по докладам лётчиков и фотоконтролю, было установлено, что в этом бою было подбито 10 самолётов Б-29. Однако, по данным фотоконтроля и подтверждению наземных войск, только 3-м лётчикам 28-го ГИАП были записаны победы над Б-29: В. И. Колядину, П. Б. Овсянникову и А. И. Парфёнову.

Скорее всего, Овсянниковым был серьёзно поврежден Б-29 № 44-69977, который разбился во время вынужденной посадки на авиабазе в Тайгу в Южной Корее, а добычей Колядина стал Б-29 с № 44-27341, который хоть и вернулся на свою базу, но был списан из-за серьёзных повреждений, полученных от огня пушек "МиГа". Остальные повреждённые "Крепости" попали в ремонт и были впоследствии восстановлены.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д