Остапенко Василий Дмитриевич

Остапенко Василий Дмитриевич, 1957 г.

Родился в 1923 году. Окончил среднюю школу и аэроклуб. В 1940 году направлен в авиационное училище. После его окончания младший лейтенант В. Д. Остапенко служил на Дальнем Востоке (город Спасск-Дальний) в составе 304-го ИАП. В августе 1948 года лейтенант В. Д. Остапенко направлен в 49-й ИАП (309-я ИАД, город Кировобад, Азербайджанская ССР).

В ноябре 1950 года в составе того же 49-го ИАП убыл в Правительственную командировку (город Гунчжулин, Китай), где занимались переучиванием китайских лётчиков на реактивные самолёты МиГ-9, а затем и на МиГ-15. В октябре 1951 года в качестве пополнения был направлен в 196-й ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК) и с 4 по 28 ноября 1951 года участвовал в боевых действиях в небе Северной Кореи. Совершил более 20 боевых вылетов, провёл 7 воздушных боёв, сбил лично 1 самолёт ВВС США (Ф-84).

В конце ноября 1951 года вновь был откомандирован в состав 49-го ИАП, где и находился до февраля 1952 года, после чего убыл в Советский Союз. Участник 2-х авиационных парадов в 1953-1954 гг. над Тушино на самолётах МиГ-15бис. В составе 49-го ИАП был награждён медалью "За боевые заслуги" и дважды орденами Красной Звезды (за полёты в СМУ и за выслугу лет). За командировку в Китай награждён медалью "Советско-Китайской дружбы".

С октября 1961 года майор В. Д. Остапенко - в запасе. Жил в городе Ивантеевка (Московская область). Умер 13 июня 1994 года.


*     *     *

Особенно ожесточёнными были бои 27 ноября 1951 года в районе Ансю, куда с моря выходили многочисленные группы F-80 и F-84 из состава 49-й ИБАГ и 136-го ИБАКР, под усиленным прикрытием "Сейбров" 4-го ИАКР. В них участвовали более 100 самолётов ВВС США, а также около 80 "МиГов" 64-го ИАК. Первый налёт противник осуществил, как всегда, утром, и на его отражение вылетали все полки 303-й и 324-й ИАД. На этот раз почему-то группы штурмовиков ИБА не были прикрыты нарядами "Сейбров" и поэтому понесли тяжёлые потери. Лётчики 18-го и 523-го полков совместно с лётчиками 196-го полка 324-й дивизии на малой высоте поэскадрильно входили в район действия штурмовиков и, разбившись на звенья и пары, атаковали многочисленные группы штурмовиков. Вот как описывает этот бой его участник Остапенко Василий Дмитриевич из 196-го ИАП:

"Вылетев в составе полка, мы вскоре настигли группу F-84. Шли они в плотном, как на параде, строю правым пеленгом, почти "фронтом". В таких случаях только ведущий группы может наблюдать воздушную обстановку, у остальных обзор ограничен, они видят только слева идущий свой самолёт. Когда произвели атаку, крайний правый "Тандерджет" отвалил вправо и резко развернулся на 180 градусов.

Я тоже шёл крайним и подумал, что он мне в хвост целится, а они такие маневренные, эти F-84. Я резко развернулся вправо и устремился за ним. Он, оказывается, просто решил удрать. Моя скорость была большой, и я быстро его догнал и атаковал. Дал очередь по нему, он сбросил ПТБ и со снижением решил оторваться от меня. Я дал вторую очередь, он застыл в воздухе, как бы остановился. Я проскочил его и правым боевым разворотом ушёл искать группу, но её уже не нашёл. Обычно после такого удара обстрелянный самолёт взрывается в воздухе, но мой F-84 не взорвался, но упал на землю, и позже поисковая команда привезла обломки с места его падения. Садился я на аэродром один, и всё закончилось для меня благополучно".

Ещё один "Тандерджет" в этом бою был сбит командиром 196-го ИАП полковником Е. Г. Пепеляевым, а 2 других F-84 сбили в районе Сюкусен лётчики 18-го Гвардейского ИАП. Лётчики 523-го ИАП наскочили в районе Дзюнань на группу F-80 и разгромили её, сбив 2 из них.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д