Родился 7 апреля 1923 года в городе Вологде (ныне административный центр Вологодской области). В 1940 году окончил 9 классов средней школы. С 28 июля 1941 года в рядах Красной Армии, призван Вологодским ГВК. В июле 1941 года поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1944 году. С июля 1944 года - лётчик 2-го ЗИАП (ВВС Московского военного округа). В том же месяце был направлен в 853-й ИАП (2-я ЗАБР, ВВС МВО) для перегонки самолётов на фронт. В сентябре 1944 года вернулся и был направлен в состав 1-го ЗИАП (ВВС МВО). В октябре 1944 года вновь направлен в состав 853-го ИАП для перегонки самолётов на фронт. С декабря 1945 года служил лётчиком-инструктором 51-го ОУТАП (ВВС МВО), с июня 1946 года - на такой же должности в 50-м ОУТАП (ВВС МВО). В сентябре 1946 года был направлен для дальнейшей службы лётчиком в 171-й ИАП (14-й ИАК, 1-я Воздушная армия). В марте 1947 года - старший лётчик 171-го ИАП (315-й ИАД). В апреле 1949 года направлен лётчиком в 176-й Гвардейский ИАП (324-я ИАД МВО), с ноября 1950 года - старший лётчик. В декабре 1950 года вместе с полком убыл в правительственную командировку в КНР. Принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и КНДР в период войны на Корейском полуострове. С 1 апреля по 11 июля 1951 года совершил 56 боевых вылетов, провёл 18 воздушных боёв и сбил лично 4 самолёта противника. 11 июля 1951 года погиб в воздушном бою. 10 октября 1951 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. 14 января 1952 года навечно зачислен в списки своего полка. Награждён орденами: Ленина (10.10.1951), Красного Знамени (02.06.1951), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1950). * * *
Утром 7 апреля 1951 года американцами был предпринят большой налёт на железнодорожный мост в районе Синыйджу силами 16 бомбардировщиков Б-29 из 98-й и 307-й БАГ под прикрытием 48 истребителей Ф-84Е из 27-й ИАГ. На отражение этого налёта был поднят весь 176-й ГИАП - 22 самолёта полка ушли по тревоге в воздух. Первыми в воздух в 8:50 ушли 6 экипажей 2-й АЭ под командованием капитана А. Ф. Васько, а затем с интервалом в 2-3 минуты в воздух ушли ещё 2 группы самолётов полка: 8 экипажей из состава 3-й АЭ под командованием капитана В. Г. Мурашова и последней ушла в воздух восьмёрка МиГ-15 из состава 1-й АЭ под командованием капитана К. Я. Шеберстова. Первой обнаружила противника группа капитана Васько и попыталась атаковать бомбардировщики, но это им не удалось сделать - помешали истребители прикрытия. "Тандерджетам" на этот раз удалось сковать боем группу Васько и не допустить их к бомбардировщикам. Через несколько минут к Аньдунскому мосту подошла восьмёрка капитана Мурашова и также попыталась прорваться к Б-29, которые звеньями в строю "ромб" двигались к своей основной цели - стратегическому мосту. Однако и этой группе прорваться к бомбардировщикам не удалось. Их вовремя обнаружили "Тандерджеты" прикрытия, и несколько звеньев Ф-84 атаковали группу Мурашова. И этой группе не удалось прорваться к строю бомбардировщиков и атаковать их. Единственное, что удалось сделать лётчикам этой группы, это сковать боем большую часть истребителей прикрытия и даже сбить один "Тандерджет" - это удалось сделать старшему лейтенанту Б. А. Образцову. 12 апреля 1951 года в 9 часов утра с аэродрома Аньдун командир 324-й ИАД полковник И. Н. Кожедуб поднял 2 группы "МиГов" из состава 176-го ГИАП. Сначала в воздух ушла восьмёрка из 1-й АЭ полка под командованием гвардии капитана К. Я. Шеберстова, а минуту спустя вслед за ней в воздух ушла шестёрка из 3-й АЭ под командованием капитана В. Г. Мурашова. Однако хотя в район сражения обе группы прибыли одновременно, но первыми строй бомбардировщиков атаковали лётчики из группы капитана Мурашова, так как они находились выше группы Шеломонова. Разбившись на пары, лётчики атаковали один из обнаруженных "ромбов" Б-29. Особенно удачно атаковала бомбардировщиков пара старшего лейтенанта А. А. Плиткина: сначала в первой атаке поджёг один Б-29 ведущий, а во второй атаке уже отличился и его ведомый старший лейтенант Б. А. Образцов, который также поджёг другую "Крепость", и она, горящая, вышла из строя и повернула назад. Лётчикам двух других пар группы Мурашова удалось подбить ещё один Б-29, который был на счету капитана А. Л. Щипицина, и расстроить строй двух "ромбов" бомбардировщиков. 22 июня 1851 года ушла на боевое задание шестёрка "МиГов" из 3-й АЭ 176-го ГИАП под командованием подполковника С. Ф. Вишнякова и вскоре встретилась с группой из 8 "Сейбров". Шестёрка Вишнякова распалась на пары и завязала бой. Пара старшего лейтенанта А. А. Плиткина с ведомым старшим лейтенантом Б. А. Образцовым атаковала пару "Сейбров", но в ходе маневра в более выгодном положении по отношению к противнику оказался ведомый Борис Образцов, и Плиткин, видя это, дал ему команду: "Выходи вперёд и атакуй. Я прикрываю!". А сам занял место ведомого. Образцов мастерски атаковал пару "Сейбров" и с короткой дистанции сбил ведомого. В это время пару Плиткина сзади атаковала другая пара "Сейбров", и под удар попал сам Плиткин, самолёт потерял управление, и на высоте 5000-6000 метров Анатолий Плиткин катапультировался из подбитой машины. Это произошло в районе города Сенсен. Сбил Плиткина старший лейтенант Чарлз О. Ристер из 336-й АЭ. Старший лейтенант Образцов в этом бою сбил Ф-86А с № 49-1276, а его пилот 1-й лейтенант Говард Миллер из 336-й АЭ хоть и спасся на парашюте, но погиб на земле. 11 июля 1951 года в 9:20 на перехват самолётов противника ушли 22 экипажа 176-го ГИАП под командованием подполковника С. Ф. Вишнякова. Через 20 минут в районе Сяренкана они встретили большую группу Ф-86 из 4-го ИАКР, целью которых было сковать боем "МиГи" и не дать им выйти в район действия штурмовиков ИБА. Бой разгорелся на разных высотах, группы разбились на звенья и отдельные пары. В самом начале боя повезло старшему лейтенанту Б. А. Образцову, которому удалось сбить один из "Сейбров". Однако на выходе из атаки самолёт Образцова сам был атакован сзади тремя Ф-86. Прикрыть Образцова никто из товарищей просто не успел, и один из "Сейбров" поразил самолёт Образцова. Наш лётчик получил тяжёлое ранение в поясничную часть пулей. Образцов покинул самолёт без катапультирования и приземлился в районе Сенсен. После этого был подобран местными органами власти Северной Кореи, которые доставили его в медпункт, где была оказана первая помощь. Из медпункта старший лейтенант Б. А. Образцов на автомашине зенитной части был доставлен в свою часть, но по пути, не доезжая 12 км до города Аньдун, скончался от внутреннего кровоизлияния. Список известных воздушных побед Б. А. Образцова:
|