Никифоров Геннадий Агафонович

4 победы

(4 + 0)
Никифоров Геннадий Агафонович
  Флаг ВВС

Родился 2 ноября 1925 года в городе Севастополе (ныне Республика Крым). С 15 июля 1944 года в рядах Красной Армии, призван Сарапульский ГВК (Удмуртская АССР). Окончил военную авиационную школу лётчиков.

Участник войны в Корее с января 1952 по август 1952 гг. в составе 148-го Гвардейского ИАП (97-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 4 самолёта противника.

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 23 апреля 1974 года Гвардии подполковник Г. А. Никифоров - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (25.09.1952), медалями, в том числе "За боевые заслуги" (26.10.1955).


*     *     *

9 февраля 1952 года в бою с группой "Сейбров" был сбит и погиб лётчик 16-го ИАП старший лейтенант Троицкий Игорь Ильич. Это произошло в полковом вылете, и это была первая потеря как в полку, так и в дивизии. Лётчики 148-го Гвардейского ИАП в составе 24 экипажей под командованием майора В. М. Дудниченко, отомстили за гибель товарища, сбив один "Сейбр" (старший лейтенант Г. А. Никифоров в период 13:40 - 14:10 в районе Дээгуандонг), но смерть первого боевого товарища, конечно, больно ударила по сердцам всех лётчиков дивизии. Американцы за 9 февраля побед не имели, а первые победы в феврале были одержаны известным американским асом майором Джорджем Дэвисом 10 февраля, так что, возможно, именно Дэвис сбил лётчика 16-го полка И. И. Троицкого.

17 марта старший лейтенант Г. А. Никифоров одержал свою 2-ю победу, сбив ещё один "Сейбр".

4 мая американцы впервые применили "Сейбры" в качестве истребителей-бомбардировщиков. Первыми это сделали лётчики 51-го ИАКР. В начале мая были переделаны 12 Ф-86Е этого крыла в истребители-бомбардировщики (под одно крыло подвешивали ПТБ, а под другое крыло одну бомбу), и этой группой стал командовать полковник Уолкер Махурин, командир 4-го ИАКР. Так вот, 4 мая 1952 года эти 12 "Сейбров" под прикрытием обычных Ф-86 нанесли бомбовый удар по аэродрому Синыйджу, где базировалась северокорейская ИАД, и лётчики 25-й АЭ майор Элмер Харрис и капитан Ивен Кинчлое вдвоем уничтожили на земле 5 поршневых истребителей Як-9. С блокированного аэродрома попытались взлететь самолёты этой дивизии, но потеряли на взлёте 2 машины, сбитые лётчиками 16-й АЭ капитаном Р. Шенсманом и 1-м лейтенантом Д. Манколейном.

В этот же день другая группа "Сейбров" из 335-й АЭ 4-го ИАКР, чтобы не допустить "МиГов" к истребителям-бомбардировщикам, блокировала оба аэродрома 64-го ИАК, и сделала это довольно успешно. Над аэродромом Мяогоу "Сейбры" сбили 3 МиГ-15 из 256-го ИАП, базирующихся на этом аэродроме. Все 3 лётчика полка старшие лейтенанты В. В. Пидунов, Н. И. Козлов и М. П. Баранов благополучно катапультировались, "Сейбры" при этом потерь не понесли. О том, что произошло над Мяогоу в тот день, вспоминает участник этого боя Корочкин Владимир Фёдорович, лётчик 1-й АЭ 148-го ГИАП:

"Примерно с апреля 1952 года нас начали атаковать "Сейбры" на взлёте и посадке. Они находились в заливе над морем недалеко от аэродрома и, увидев выруливающие для взлёта "МиГи", пикировали на взлетающие самолёты и часто сбивали их прямо на глазах. Почему бы не поднять скрытно с других аэродромов небольшую группу из приличных пилотов или перегнать заранее туда своих для этой цели, надёжно обеспечить взлёт и посадку своих самолетов и отогнать противника от лёгкой добычи? Кстати сказать, так был сбит 4 мая мой командир Пётр Моторин. В этот день мы вылетели звеном в первой половине дня. Не знаю почему, но я был крайним ведомым у старшего лейтенанта Осипова. Сразу после взлёта, поставив кран шасси на уборку, я посмотрел назад и увидел очень близко 4 "Сейбра", атакующих нас. Абсолютно не раздумывая, я энергично развернул самолёт влево на строй "Сейбров", что заставило их отвернуть, избегая столкновения, и первый заход результатов не дал. Но так как скорости мы набрать не успели, а разогнать самолёт при энергичном маневрировании почти невозможно, то пришлось драться в невыгодных условиях. Результат боя был плачевным: "Сейбрам" удалось сбить над аэродромом самолёт командира 1-й АЭ капитана Моторина, который сумел катапультироваться, и подбить мой самолёт. В этом бою мне пробили фюзеляж и плоскость, но я благополучно посадил свой "МиГ", и вскоре техники восстановили его. Взлетали мы с аэродрома Мяогоу, на который накануне перебазировались".

В этот день над аэродромом Аньдун "Сейбры" сбили один МиГ-15 и над аэродромом Мяогоу сбили ещё 3 "МиГа", правда, американцы потеряли и один свой "Сейбр", который сбил лётчик 148-го ГИАП старший лейтенант Г. А. Никифоров. В итоге "Сейбрами" 335-й АЭ в этот день над аэродромами корпуса в Китае были сбиты 4 МиГ-15, однако американцы засчитали за 4 мая только 3 победы над "МиГами", ещё одну они записали за 3 мая.

25 мая состоялся крупный налёт как ИБА ВВС США, так и палубной авиации ВМФ США на коммуникации КНА и КНД в районе Ансю. В этот день лётчики 148-го ГИАП вступили в бой с группой палубных "Корсаров", и старший лейтенант Г. А. Никифоров сбил один из них, а другие разогнали. А другая группа самолётов 148-го ГИАП, встретив группу Ф-84 под прикрытием "Сейбров", разогнала и эту группу противника, сбив один Ф-84 и один Ф-86 без своих потерь.

В итоге за 25 мая лётчиками корпуса было сбито 7 самолётов США, в том числе 5 Ф-84, 1 F4V-4 и 1 Ф-86, ещё один Ф-84 был подбит. Особо отличились лётчики 148-го ГИАП, сбившие в этот день 5 самолётов противника без своих потерь. Общие же потери корпуса за день боёв - 3 самолёта МиГ-15 из состава 256-го ИАП и один лётчик. По заявлению американской стороны, в этих боях лётчиками 4-го ИАКР было сбито 4 МиГ-15, хотя боевые потери корпуса были всего 2 "МиГа". В свою очередь американцы заявили, что в этот день у них был поврежден только один Ф-86А с № 49-1973 из состава 334-й АЭ, пилот которого посадил его на базе в Кимпо. Также признают потерю в этот день одного своего Ф9Ф-2 "Пантера", который разбился при посадке на авианосец, и одного своего палубного АD-2 "Скайрейдер", пилот которого спасся.


Список известных воздушных побед Г. А. Никифорова:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
09.02.19521  Ф-86район реки ЯлуцзянМиГ-15
17.03.19521  Ф-86
04.05.19521  Ф-86
25.05.19521  Ф4У-4

      Всего сбитых самолётов - 4 + 0.



(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д