Назаркин Виктор Александрович

Фото пока не найдено

10 апреля 1951 года в 10:10 в район Аньдунского моста вылетели 8 МиГ-15 из 196-го полка, которыми руководил капитан Б. В. Бокач. В районе моста они встретили звено F-80, которое, пользуясь облачностью, попыталось бомбить мост. Звено капитана В. А. Назаркина атаковало самолёты противника. В ходе этого боя Назаркин настойчиво преследовал одну из пар F-80, ведя огонь по "Шутам", и добился попадания в один из них, но им удалось уйти от преследования "МиГов", спрятавшись в облаках. Не повезло в этот день группе F-80 из 25-й АЭ: самолёт 1-го лейтенанта Дугласа Н. Мазесонас №49-1855 был подбит капитаном В. А. Назаркиным, и хотя долетел до своей базы в Тэгу, но разбился при подлёте к аэродрому и лётчик погиб.

Крупное сражение разыгралось 12 апреля 1951 года в районе моста через реку Ялуцзян между Аньдунем и Синыйджу. Ранним утром с баз Окинавы были подняты в воздух 39 бомбардировщиков В-29 (по нашим данным - 48). Их непосредственное прикрытие осуществляли 36 F-84Е из 27-й эскортной ИАГ, кроме того, 3 группы "Сейбров" 4-го ИАКР - 18 истребителей осуществляли передовой заслон колонны "Крепостей" и имели задачу сковать боем группы МиГ-15 с Аньдунского аэроузла (по нашим данным - около 40 "Сейбров"), а также до 20 истребителей F-80 из 49-го ИБАК.

Противник был своевременно обнаружен радиолокационными средствами корпуса, и на отражение его налёта были подняты все боеспособные истребители 324-й дивизии - в воздух последовательно, несколькими группами, ушли 44 МиГ-15. Атаки "МиГов" оказались довольно эффективны, их жалящие укусы то здесь, то там выбивали из строя очередные бомбардировщики. Истребители прикрытия не были готовы к такой тактике боя и не успевали перехватить многочисленные пары "МиГов", и те успешно прорывались сквозь истребительный заслон и выходили на свою основную цель - В-29. Несмотря на самоотверженность наших лётчиков, которые продолжали проводить атаки по бомбардировщикам даже после израсходования своего боезапаса, и несмотря на большие потери, нескольким звеньям В-29 всё же удалось пройти через атаки "МиГов" и выйти к стратегическому мосту.

За всей обстановкой внимательно следили как на КП дивизии, так и на КП корпуса, и, видя, что всех бомбардировщиков остановить не удалось, Кожедуб бросил в бой свой последний резерв - 8 экипажей 196-го ИАП под командованием командира 2-й эскадрильи этого полка капитана Б. В. Бокача. Вылетев в 9:22, группа сразу после взлёта пошла в атаку на 2 звена В-29, которые были уже на боевом курсе и которых сверху прикрывали 2 звена истребителей. Аэродром Аньдун располагался недалеко от этого стратегического моста через пограничную реку Ялуцзян, так что времени на раздумывания не было, и наши лётчики сразу устремились в атаку на В-29, пытаясь отвести их с боевого курса и не допустить их удара по мосту.

Сначала ведущая пара капитана Б. В. Бокача атаковала звено "Сейбров", заставив их уйти под строй бомбардировщиков вниз, а затем, развернувшись, атаковала второе звено В-29 и провела несколько атак до полного израсходования боезапаса. При этом Бокачу удалось подбить одну "Крепость", и та вышла из строя и повернула в залив. Кроме того, и его ведомому старшему лейтенанту И. В. Ларионову удалось повредить второй В-29 в этом "ромбе", и он, также не дойдя до моста, вынужден был повернуть в залив.

Вторая наша пара этого звена под командованием капитана В. А. Назаркина атаковала первый "ромб" этой группы В-29, и ведущий так удачно провёл эту атаку по ведущему этого "ромба", что горящий В-29 через секунды рухнул прямо возле моста, так и не сбросив свой опасный груз...

20 мая 1951 года в ходе воздушного боя звено капитана В. А. Назаркина атаковало звено "Сейбров", но в это время было само атаковано другим звеном F-86, которое подошло в район боя. Уходя от их атаки, пара Назаркина создала запредельные перегрузки, и, не справившись с ними, оба лётчика сорвались в штопор, из которого вышел только старший лейтенант А. Д. Литвинюк, который и вернулся на свой аэродром. А вот его ведущему капитану В. А. Назаркину не повезло: его на выходе из штопора атаковала пара "Сейбров" и перебила управление самолётом, лётчику пришлось покинуть свой "МиГ" и благополучно приземлиться на парашюте.

Утром 21 июля 1951 года пилотам 196-го полка удалось осуществить удачный перехват группы самолётов противника, которые наши лётчики опознали как всепогодные перехватчики ВВС США типа F-94 "Старфайер". В тот день стояла пасмурная погода, была сплошная облачность, все наши аэродромы были закрыты туманом. С аэродромов в Японии взлетела восьмёрка всепогодных двухместных перехватчиков F-94, которые должны были выполнить разведывательный полёт над территорией Северо-Восточного Китая. Их прикрытие осуществляли 30 F-86, взлетевших из Сувона. Они сопровождали "Старфайеры" до Аньдуня, а потом решили, что в такую погоду "МиГи" не взлетят с аэродромов, и вернулись на свою базу. А восьмёрка F-94 продолжала свой полёт, долетела до Мукдена, развернулась и пошла в обратном направлении курсом на Южную Корею.

За её полётом внимательно следили операторы РЛС 64-го корпуса, но командир корпуса генерал-майор М. В. Белов не решался поднять в такую погоду своих лётчиков. Правда, он дал команду командиру 324-й ИАД пПолковнику И. Н. Кожедубу быть готовым к немедленному взлёту его подчинённых. Кожедуб дал команду командиру 196-го ИАП подполковнику Е. Г. Пепеляеву подготовить к вылету наиболее подготовленных пилотов полка, которые имели большой налёт в сложных метеоусловиях. Таковых Пепеляев собрал 9 человек и сам возглавил эту группу. Они сидели в готовности №1 до тех пор, пока "Старфайеры" не прошли наш аэродром, и туман к тому времени стал рассеиваться. Только тогда было дано разрешение на взлёт дежурившей в готовности №1 десятке, и её стали наводить с земли на группу самолётов - разведчиков противника. Взлетевшая в 9 часов десятка под командованием командира полка подполковника Е. Г. Пепеляева нагнала эту группу, когда она подошла к береговой черте.

Группа F-94 шла на высоте 8000 - 9000 метров на восток двумя звеньями в колонне звеньев на дистанции 2 - 4 км между четвёрками. Пепеляев звеном атаковал заднюю четвёрку и завязал с ней бой, а ведущую четвёрку атаковало звено "МиГов" под командованием капитана Б. В. Бокача. С первой атаки Пепеляев сбил один "Старфайер" под углом, близким к 0/4. После выхода из атаки атаковал второй F-94 на вираже и отстрелил ему хвостовое оперение.

Пару F-94 на встречном курсе обстрелял из пушек старший лейтенант А. И. Пупко, и ведущий F-94, уходя от огня, сделал резкий маневр и столкнулся с ведомым - оба упали в море. Ещё 3 "Старфайера" сбили капитаны Б. С. Абакумов, В. А. Назаркин и, вероятно, Л. Н. Иванов, а победу записали Н. К. Шеломонову, хотя он отрицает своё участие в этом бою...

Истребитель F-9F-2 'Пантера'

На самом деле в это утро лётчики 196-го полка перехватили группу палубных истребителей F9F-2 "Пантера" из состава VNF-311. Американская сторона признала потерю только одного своего палубного истребителя с №123464, пилот которого лейтенант Ричард Белл попал в плен. Но властям и военным КНА удалось обнаружить обломки 4 "Пантер" и трупы 2-х американских пилотов, а 3 остальных, видимо, упали в море, и их обломки найдены не были. Однако до сих пор американская сторона не сообщает о других потерях своих "Пантер" в этот день.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д