Мотов Николай Никитович

Мотов Николай Никитович

Родился 30 декабря 1920 года в деревне Буда (Лосинский сельский совет Кировского района Калужской области). С 4 августа 1938 года в рядах Красной Армии, призван Кировским РВК (Калужская область). Окончил военно-техническую авиационную школу. Служил техником в ВВС Закавказского военного округа.

С ноября 1941 года - в действующей армии: в составе инженерно-технической службы 269-го ИАП (71-я ИАД, ВВС Северо-Кавказского и Крымского фронтов), с января по май 1942 года - уже в 50-м ИАП (135-я ИАД, ВВС Крымского фронта). Затем прошёл переучивание на лётчика-истребителя. С августа 1944 года сражался в 68-м Гвардейском ИАП (ВВС 3-го Прибалтийского и 1-го Прибалтийского фронтов). Летал на "Аэрокобре". Совершил более 30 боевых вылетов, провёл около 10 воздушных боёв, сбил лично 1 самолёт противника ФВ-190 (14.09.1944).

Участник войны в Корее с ноября 1950 по март 1951 гг. в составе 28-го Гвардейского ИАП (151-я Гвардейская ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта ВВС США (10.11.1950 - Ф-51 и 14.02.1951 - Б-29).

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 22 ноября 1960 года Гвардии подполковник Н. Н. Мотов - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (__.08.1950), Отечественной войны 1-й степени (16.12.1944, 11.03.1985), Красной Звезды (10.10.1951, 30.04.1954); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949).


*     *     *

Первую попытку прорыва в район Сингисю, где находилась одна из авиабаз северокорейской авиации, а также мощная Супхун ГЭС, предприняли Б-29, правда, мелкими группами и без сопровождения истребителей прикрытия (за что в итоге горько поплатились). Это произошло 14 февраля 1951 года. Локаторы засекли цель, идущую в "Аллею "МиГов"". На перехват в 10 часов 25 минут вылетела десятка "МиГов" из состава 3-й АЭ под общим командованием командира полка подполковника В. И. Колядина. В районе Ансю они обнаружили группу Б-29 в составе 8 машин, шедших в строю "ромб". На высоте 5000 метров Б-29 предприняла попытку прорваться к аэродрому Сингисю. Но и ей не повезло, так как её перехватила пара "МиГов" в составе командира полка В. И. Колядина и его ведомого старшего лейтенанта В. Ф. Бушмелёва, которые первыми обнаружили противника. Колядин успел произвести 2 атаки по строю "Крепостей" на встречных курсах и сбить один Б-29 и повредить другой. Затем к месту боя подошли истребители прикрытия в лице 8 Ф-80, и В. И. Колядину пришлось прекратить атаки бомбардировщиков. Но им удалось сбить с курса эту группу Б-29, которые раньше времени сбросили свой бомбовый груз мимо цели.

В это время в район боя подошли остальные 8 экипажей полка под командованием майора П. Б. Овсянникова, которые довершили разгром группы Б-29. "Крепости" шли без прикрытия истребителей, которые, видимо, увлеклись преследованием пары "МиГов", атаковавших до этого строй Б-29, что облегчило работу советским лётчикам. На высоте 10 000 метров они атаковали их попарно с ходу. В ходе этих атак были повреждены ещё 2 Б-29, а остальные сбросили свой остаток бомб, не доходя до цели, и повернули назад.

Хотя на землю упал только один Б-29, но победы были записаны на счета подполковника В. И. Колядина, майора П. Б. Овсянникова и капитанов И. Н. Гордеева и Н. Н. Мотова, которые нанесли повреждения "Крепостям" в том бою, но достоверно сбил один Б-29 только подполковник В. И. Колядин. Американское командование не сообщает о потерях и повреждениях своих Б-29, полученных в этом сражении.

Мотов Николай Никитович


(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д