Родился 21 сентября 1922 года в селе Снижа (Дмитриевский район Курской области). С 3 июня 1941 года в рядах Красной Армии, призван Дзержинским РВК (города Курска). В 1942 году окончил военную авиационную школу лётчиков. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Служил лётчиком-инструктором в 17-м ЗИАП ВВС Уральского военного округа, который 15 октября 1942 года был переформирован в Учебно-тренировочный центр истребительной авиации ПВО Территории Страны (аэродром Терновка, город Пенза). Подготовил для фронта более 30 лётчиков на самолёте Ла-5. Затем служил в 173-м ИАП ПВО. Участник войны в Корее с мая 1951 по февраль 1952 гг. в должности командира эскадрильи 18-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника (27.09.1951 - Ф-84, 15.01.1952 - Ф-86, 29.01.1952 - Ф-86). Затем продолжал службу в рядах ВВС. 26 мая 1959 года Гвардии подполковник А. Ф. Мазнев погиб (обстоятельства неизвестны). Награждён орденами: Красного Знамени (25.09.1952), Красной Звезды (29.03.1944, 10.10.1951, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951). * * * 15 января 1952 года вновь сошлись в бою лётчики 64-го ИАК и пилоты "Сейбров" из состава 51-го ИАКР. Так, лётчики 303-й ИАД совершили по 2 боевых вылета за день, а лётчики 523-го полка - даже 3 вылета. После обеда в 3-м часу дня лётчики 303-й дивизии в полном составе участвовали в большом сражении с большой группой Ф-86. Только 17-й полк дрался 20 экипажами с таким же количеством "Сейбров". Однако отличились в этом бою лётчики 18-го Гвардейского ИАП, которые без своих потерь сбили 2 Ф-86: отличились подполковник А. П. Сморчков и командир 1-й АЭ майор А. Ф. Мазнев [Это была уже 2-я победа лётчика в небе Кореи, первую победу капитан А. Ф. Мазнев одержал 27 сентября 1951 года, сбив самолёт Ф-84]. Как ни странно, но командование 5-й ВА США подтверждает эти потери, которые понесло 51-е авиакрыло в последнем сражении с "МиГами". Были сбиты 2 Ф-86Е с № 50-585 и № 50-630 из состава 25-й АЭ, которые, можно смело утверждать, были сбиты лётчиками 18-го Гвардейского ИАП. Оба пилота сбитых "Сейбров", 1-й лейтенант Верной Райт и 2-й лейтенант Даниэль Делонг Петерсон, спаслись на парашютах, но оба попали в плен. 2-й лейтенант Даниэль Петерсон в этом вылете был ведомым у командира 25-й АЭ полковника Махурина. В районе Сейсена он был подбит и тянул к своим, но возле Пхеньяна был вынужден катапультироваться и попал в плен к корейцам. По словам Махурина, в этот же день был подбит ещё один "Сейбр" его эскадрильи. В последних боях января 1952 года снова отличились лётчики 18-го Гвардейского ИАП, которые в боях 29 и 31 числа сбили по одному Ф-86. 29 января командир 1-й АЭ майор А. Ф. Мазнев сбил Ф-86Е № 50-590 из состава 16-й АЭ 51-го ИАКР - его пилот Чарльз Ринехарт пропал без вести. А в последний день января отличился капитан А. А. Свентицкий, которому удалось сбить ещё один Ф-86Е с № 51-2724 из той же 16-й АЭ, но на этот раз пилоту этого "Сейбра", Старку, повезло больше - его спасла ПСС США. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д