Кумонаев (Кумоняев) Самуил Павлович

Кумонаев (Кумоняев) Самуил Павлович

Родился 6 июня 1920 года в станица Бейсугская (Выселковский район Краснодарского края). С 10 августа 1941 года в рядах Красной Армии, призван Выселковским РВК). Окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях ВВС Московского военного округа.

С 30 сентября 1944 года младший лейтенант С. П. Кумонаев в действующей армии. Воевал в составе 72-го Гвардейского ИАП (5-я Гвардейская ИАД, 11-й ИАК). Летал на "Аэрокобре". Сражался на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Всего совершил около 50 боевых вылета, провёл около 10 воздушных боёв, побед не имел.

Участник войны в Корее с 1 по 30 ноября 1950 года. в составе 139-го Гвардейского ИАП (28-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника типа Ф9Ф-2 (09.11.1950 года).

Затем продолжал службу в рядах ВВС. С 20 августа 1957 года Гвардии капитан С. П. Кумонаев - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (15.12.1950), Отечественной войны 1-й степени (25.04.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951).


*     *     *

Самыми "жаркими" днями для лётчиков 64-го ИАК были 9 и 10 ноября 1950 года, когда совместными усилиями лётчиков обеих дивизий корпуса были отбиты несколько массированных налётов на мосты через Ялуцзян в районе Аньдуня и Сингисю. Было проведено несколько воздушных боёв, в которых участвовало до 60 самолётов с обеих сторон, и эти 2 дня боёв стали самыми результативными по количеству одержанных побед.

9 ноября около 9 часов утра на отражение налёта палубной авиации ВМС США вылетела семёрка "МиГов" из состава 139-го Гвардейского ИАП, ведущим группы был начальник воздушно-стрелковой службы полка майор Б. В. Бочков. В районе Аньдунского моста они обнаружили большую группу поршневых самолётов палубной авиации ВМС США, которые пытались разрушить этот важный стратегический объект. Налёт на мост осуществляли палубные "Корсары" и "Скайрейдеры" 11-й АГ ВМС США, базирующиеся на авианосце "Филиппин Си". В налёте участвовало 8 AD-2 из эскадрильи VA-115, около 20 F4U "Корсар" из эскадрилий VF-113 и VF-114, которых сверху прикрывали 2 восьмёрки реактивных палубных истребителей F9F "Пантера" - эскадрилий VF-111 и VF-112.

Вот с ними и столкнулись над мостом лётчики 139-го Гвардейского ИАП. По сути, это был первый бой для лётчиков 1-й эскадрильи этого полка, поэтому в боевом азарте они бросились в гущу самолётов противника, и завязался беспорядочный бой. Командир 1-й эскадрильи капитан М. Ф. Грачёв и командир группы майор Б. В. Бочков в азарте боя носились среди самолётов противника, по сути, не руководя боем и подчинёнными. Поэтому строй эскадрильи распался на отдельные пары и одиночные самолёты - каждый сражался сам по себе, не заботясь о прикрытии друг друга. Несмотря на эти промахи, советские лётчики смело вели бой с превосходящим противником и, сражаясь в гуще самолётов противника, не давали им прицельно сбрасывать бомбы на мост. В этом бою героически в одиночку сражался командир эскадрильи капитан М. Ф. Грачёв, который, по свидетельству других участников, сбил лично 2-3 самолёта США. Один "Скайрейдер" также сбил командир группы майор Б. В. Бочков.

После значительных потерь от "МиГов" штурмовики стали выходить из боя, и тут на разрозненные "МиГи" сверху напали звенья "Пантер". Одной из четвёрок "Пантер" под командованием У. Т. Эймена удалось взять в "клещи" одиночный МиГ-15 и в упор расстрелять его из своих 20-мм пушек. Так в этом бою погиб первый советский лётчик-интернационалист капитан Грачёв Михаил Фёдорович. Это была первая боевая потеря 64-го ИАК и одновременно первая официальная победа лётчиков США (и ВМС США).

Другие лётчики 139-го Гвардейского ИАП также были атакованы "Пантерами", но, используя превосходство "МиГов", удачно отбивали их атаки и сами контратаковали противника. В итоге одна из "Пантер" была сбита лейтенантом Н. И. Санниковым, а остальные стали выходить из боя. Но при отходе одно звено F9F-2 снизу неожиданно для них было атаковано старшим лейтенантом А. И. Стуловым, который в упор расстрелял один из F9F-2. Ещё одну "Пантеру" сбил лейтенант Самуил Кумонаев, отбивая атаку на своего ведущего, старшего лейтенанта М. И. Болотина.

Таким образом, советские лётчики в этом бою сбили 5-6 самолётов США, но полку были засчитаны только 2 самолёта: F9F-2 и AD-2. Победы капитана М. Ф. Грачёва в зачёт не пошли, так как бой он вёл в одиночку, а плёнка с его фотоконтрольного прибора (ФКП) сгорела вместе с самолётом. Поэтому либо сбитые им самолеты США вообще не были засчитаны полку, либо их записали на боевой счёт зенитчиков корпуса, которые также несли охрану этого моста и участвовали в отражении налёта. Командование ВМС США в Корее признало потерю в этот день только одного своего самолёта F9F-2 "Пантера" из состава эскадрильи VF-51, пилот которого спасся. Однако есть данные, что были потеряны в начале ноября 1950 года 3 палубных "Корсара" в боевых акциях, но дата их гибели пока так и не известна.

Потери в этом бою 139-го Гвардейского ИАП могли быть и больше, так как бой они вели разрозненно и неорганизованно, но лётчиков выручил боевой опыт, полученный в годы Великой Отечественной войны, и высокие лётные качества наших МиГ-15.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д