Крутских Василий Романович

Крутских Василий Романович

Родился в 1929 году в селе Нижняя Видуга (Нижне-Видугский район Воронежской области). В 1939 году окончил 10 классов Пяловской средней школы (Воронежская область). В 1940 году окончил Ленинградские авиационно-технические курсы усовершенствования ВВС Красной Армии (отдел авиамеханников). В 1940-1942 гг. - слушатель Таганрогской военной авиационной школы пилотов (авиамеханик, младший воентехник). С сентября 1943 года - курсант Армавирской военной авиационной школы пилотов.

Окончив ВАШП, попал в 22-й ЗАП. В июле 1944 года младший лейтенант В. Р. Крутских прибыл в 494-й ИАП (190-я ИАД, 1-й Прибалтийский и 3-й Белорусский фронты), летал на "Аэрокобре". До конца войны совершил 78 боевых вылетов, провёл 4 воздушных боя, в которых сбил лично 1 ФВ-190. Участник Советско-Японской войны (август 1945 года) в составе того же 494-го ИАП (190-я ИАД).

С декабря 1945 года - старший лётчик, а с апреля 1949 года - командир звена 494-го ИАП. В январе 1952 года убыл в Правительственную командировку в составе 494-го ИАП (190-я ИАД, 64-й ИАК). С июля 1952 года - командир 3-й эскадрильи 494-го ИАП. В воздушных боях сбил 2 самолёта ВВС США (Ф-84 и Ф-86) и подбил ещё 1 Ф-86. 8 августа 1952 года капитан В. Р. Крутских погиб в воздушном бою. Похоронен на русском братском кладбище в городе Порт-Артуре (ныне Люйшунь, КНР).

Награждён орденами: Отечественной войны 1-й степени (08.05.1945), Красного Знамени (15.05.1945, __.09.1952); медалью "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

Довольно крупный налёт американцы предприняли 17 мая 1952 года, в котором участвовали штурмовики Ф-84 "Тандерджет". Очень удачно на них были наведены нашими операторами РЛС лётчики 821-го ИАП под командованием подполковника Дмитрюка Г.Ф. в составе 20 машин. На малой высоте они встретили в районе Сихойдо-Сенсен группу Ф-84 в количестве 12-16 машин без прикрытия. Вернее, "Сейбры" были выше группы Ф-84 за облаками, так как была низкая облачность и они "МиГов" не видели. Воспользовавшись моментом внезапности, лётчики 821-го ИАП провели по строю "Тандерджетов" 2 атаки, сбив 5 самолётов, и тут же вышли из боя.

Наши лётчики пошли в Аньдун, а побитые "Тандерджеты" - в залив. "Сейбры" просто не успели прийти на помощь, было уже поздно. В этом бою отличилось в основном руководство полка, так как по одному "Тандерджету" сбили: командир полка подполковник Дмитрюк Г.Ф., командир 1-й АЭ майор Вахрушев И.П., командир 3-й АЭ майор Забелин В.Н., а начальник ВСС полка подполковник Оленица А.А. сбил сразу 2 Ф-84 в этом бою. Ещё один "Тандерджет" сбили подоспевшие лётчики 494-го полка - отличился старший лейтенант Крутских В. Г.

4 июля 1952 года был произведён крупный налёт ИБА ВВС США на район Супхун ГЭС, на отражение которого была поднята вся 190-я ИАД с постепенным наращиванием сил. Лётчикам 494-го полка удалось сбить только 1 "Сейбр" - его сбил капитан Крутских В.Р. из 3-й эскадрильи, в 11 часов 27 минут в районе 20 км к югу от Сакусю на высоте 1500-2000 метров, но это было слабым утешением на фоне своих громадных потерь (за день было потеряно в боях 11 машин и погиб 1 лётчик). Отражая этот налёт, удалось сбить только 2 Ф-86 и 1 Ф-84, ещё 1 Ф-80 сбит предположительно. Американская сторона подтверждает потерю в этот день 2-х своих Ф-86Е из состава 335-й АЭ и 1 Ф-84 из состава 8-й АЭ.

8 августа 1952 года, на боевые задания в район порта Чемульпо вылетела шестёрка МиГ-15 из 3-й АЭ 494-го ИАП под командованием капитана Чистякова Н.П. Во время полёта к цели группа была атакована парой Ф-86, но они атаковали ведущую четвёрку, не видя сзади себя пару капитана Крутских В.Р., и подставили себя под удар. Воспользовавшись благоприятным моментом, Крутских атаковал их сверху на большой скорости и, не успев обстрелять "Сейбры", проскочил их. Лётчик "Сейбра", а это был 1-й лейтенант Генри Крисцибайн из 335-й АЭ, увидев впереди себя "МиГ", выпустил тормозные щитки, обстрелял проскочивший его "МиГ" и сбил ero. "Сейбры" сразу же ушли в залив. Крутских Василий Романович катапультировался из подбитой машины, но ему не хватило высоты для раскрытия парашюта, и он погиб.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д