Кочегаров Александр Максимович

Кочегаров Александр Максимович

Крупное воздушное сражение разыгралось 12 апреля 1951 года в районе моста через реку Ялуцзян между Аньдунем и Синыйджу, в котором участвовало более 100 самолётов с обеих сторон. Ранним утром с баз Окинавы были подняты в воздух 39 бомбардировщиков В-29 (по нашим данным - 48): 8 В-29 были из 19-й БАГ, 12 В-29 из 307-й БАГ и ещё 19 В-29 из 98-й БАГ. Их непосредственное прикрытие осуществляли 36 F-84Е из 27-й эскортной ИАГ, кроме того, 3 группы "Сейбров" 4-го ИАКР - 18 истребителей осуществляли передовой заслон колонны "Крепостей" и имели задачу сковать боем группы МиГ-15 с Аньдунского аэроузла (по нашим данным, было около 40 "Сейбров"), а также до 20 истребителей F-80 из 49-го ИБАК.

Противник был своевременно обнаружен радиолокационными средствами корпуса, и на отражение его налёта были подняты все боеспособные истребители 324-й дивизии - в воздух последовательно, несколькими группами, ушли 44 МиГ-15.

Первыми на отражение этого крупного соединения бомбардировщиков были подняты лётчики 196-го ИАП. Сначала по тревоге в 8:55 в воздух ушла группа из 8 МиГ-15 3-й эскадрильи под командованием старшего лейтенанта Н. К. Шеломонова, а через минуту с аэродрома Аньдун ушла в воздух шестёрка "МиГов" 1-й эскадрильи под командованием капитана П. Ф. Ткацкого.

Когда группа Ткацкого прибыла в район Тецузана, то обнаружила на подходе 2 звена бомбардировщиков В-29, которые сопровождали 8 F-80. Доложив ведущему об обнаруженном противнике, капитан Л. Н. Иванов решил своей парой ударить по бомбардировщикам. Для этого он обошёл стороной передовое звено "Шутов" и ударил сверху по переднему "ромбу" В-29.

Иванову на большой скорости удалось сблизиться на короткое расстояние с "Крепостью" и в упор расстрелять её. В-29 загорелся, вывалился из строя и развернулся в сторону залива. Но уйти ему не удалось, так как подоспевший ведомый Иванова старший лейтенант А. M. Кочегаров добил его мощной очередью, и бомбардировщик врезался в землю.

Группа лётчиков 196-го ИАП, лето 1951 г.

16 октября 1951 года лётчики 196-го полка во главе с опытным воздушным бойцом командиром полка подполковником Е. Г. Пепеляевым подловили увлекшихся боем с китайцами американских пилотов и сбили 2 "Сейбра", причём один из них сбил сам командир полка (это была уже 7-я победа советского аса в небе Кореи). Ещё один F-86 сбит в районе Нейбен лётчиками 523-го полка и записан на боевой счёт заместителя командира полка майора Д. П. Оськина. Досталось и пилотам "Тандерджетов": в утреннем сражении 22 "МиГа" 17-го полка перехватили группу из 8 F-84, которые прикрывали 16 F-86, и капитану В. А. Благову удалось сбить один "Тандерджет" - не помогло и прикрытие! Командование 5-го Воздушного Флота США признало потерю только одного своего F-86А с № 49-1147, который серьёзно повредил подполковник Е. Г. Пепеляев. Пилот этого "Сейбра" Ник Котек с трудом, но долетел до Сувона, где и катапультировался из обречённой машины, тем самым спас себе жизнь. А вот другой лётчик 196-го ИАП старший лейтенант А. М. Кочегаров лишь повредил в этом бою F-86Е с № 50-623, которым управлял известный американский ас полковник Харрисон Тинг из штаба 4-го ИАКР. Американскому пилоту удалось, используя весь свой богатый опыт, довести и благополучно посадить повреждённый "Сейбр", который впоследствии ввели в строй.

F-86Е повреждённый А.М.Кочегаровым 16.10.1951 г.

После 16 октября в небе Кореи на короткое время установилось небольшое затишье. Вылеты обеих сторон в небо Северной Кореи продолжались, но встречи были редки, так как американские пилоты не вступали в активные бои и при встрече с "МиГами" тут же уходили в безопасные для них зоны (море, за линию Чоченган). Затишье продолжалось до 21 октября. Затем, в небе Кореи разыгрались крупные воздушные сражения с участием авиации САК и других авиаподразделений 5-й ВА США. 28 ноября 1951 года старший лейтенант А. М. Кочегаров записал на свой личный счёт третью победу, сбив истребитель F-86 "Сейбр".

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д