Родился 28 декабря 1919 года на станции Слюдянка (Слюдянский район Иркутской области). С 15 июня 1938 года в рядах Красной Армии, призван Слюдянским РВК. В 1939 году окончил Иркутскую военную авиационную школу лётчиков, работал в ней инструктором. С 22 июня 1941 года младший лейтенант Н. К. Кирисов в действующей армии. По октябрь 1941 года воевал в составе 162-го ИАП (40-я ИАД, Западный фронт), с мая по июнь 1943 года - в 927-м ИАП (8-я Гвардейская ИАД, Воронежский фронт), с июня по сентябрь 1943 года - в 41-м Гвардейском ИАП (8-я Гвардейская ИАД, Воронежский фронт). Летал на Ла-5, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника типа Ю-87 (07.07.1943 и 08.07.1943). Затем служил в 598-й Перегоночной АЭ и 856-м Перегоночном ИАП (Московский военный округ). Участник Советско-Японской войны 1945 года в составе неустановленной авиачасти, воздушных побед не имел. Участник войны в Корее с апреля 1951 по февраль 1952 гг. в составе 196-го ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника типа Ф-86 (20.05.51). Затем продолжал службу в рядах ВВС. С 26 мая 1961 года подполковник Н. К. Кирисов - в запасе. Награждён орденами: Красного Знамени (10.10.1951, 04.06.1955), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (03.11.1953, 22.02.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (21.02.1945, 20.06.1949). * * * 20 мая 1951 года в 15 часов 05 минут поднялась в воздух группа из 8 экипажей 196-го ИАП под командованием командира полка подполковника Е. Г. Пепеляева, а ещё через несколько минут вслед за ней ушла в воздух восьмёрка "МиГов" из состава 3-й эскадрильи полка под командованием старшего лейтенанта Н. К. Шеломонова. В районе Тецузана группа обнаружила 2 звена F-86 и вступила с ними в бой. Пара звена под командованием капитана Б. С. Абакумова атаковала четвёрку "Сейбров", которые атаковали пару капитана Назаркина. Но на саму пару Абакумова навалились ещё 2 пары "Сейбров", и только мастерство и взаимовыручка наших лётчиков спасли их от опасности. При уходе от очередной атаки резко вверх в штопор сорвался самолёт Абакумова. При выходе из штопора его попыталась сбить пара "Сейбров", но их, в свою очередь, атаковал ведомый Абакумова, капитан Н. К. Кирисов, который так вцепился в эту пару, что, ведя периодически по ним огонь, вынудил уйти их в сторону залива. При этом Кирисов всё же достал ведущего этой пары и израсходовал весь свой боекомплект, но добился попаданий в самолёт противника с дистанции в 150 метров, после чего "Сейбр" задымил и резко ушёл вниз. Слева направо, верхний ряд: Н. К. Кирисов, А. И. Митусов и Н. А. Колпаков. Нижний ряд слева направо: Е. Н. Самусин, Л. Н. Иванов, Ф. Т. Юшин, А. Д. Литвинюк, В. И. Иовлев, В. И. Иштокин, А. М. Достоевский и А. П. Овчинников - все они стали участниками воздушного парада над Москвой 1953 года. В этом бою лётчиками 196-го ИАП было сбито 3 "Сейбра" и один подбит, но штаб полка засчитал победы всем 4-м пилотам. Отличились лётчики: командир полка подполковник Е. Г. Пепеляев, капитан Н. К. Кирисов, старшие лейтенанты Ф. А. Шебанов и В. И. Алфеев. Согласно последним исследованиям капитан Н. К. Кирисов нанёс серьёзные повреждения F-86А № 49-1313, который пилотировал капитан Макс Веилл из 336-й АЭ, и хотя американскому пилоту удалось вернуться на свою базу в Сувоне, его "Сейбр" с несчастливым номером просто списали на запчасти для других самолётов его эскадрильи.
|
Н а з а д