1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Казаков Василий Григорьевич

12 побед

(12 + 0)
Казаков Василий Григорьевич
  Флаг ВВС

Родился в 1922 году в селе Калиновка (Кировоградский район Кировоградской области, Украина). С 1940 года рядах Красной Армии. Окончил военную авиационную школу лётчиков. С октября 1943 года младший лейтенант В. Г. Казаков на фронтах Великой Отечественной войны в составе 269-го ИАП (323-я ИАД, 8-й ИАК), летал на Як-1 и Як-9. 27 августа 1944 года получил ожоги лица в воздушном бою.

К маю 1945 года командир звена 269-го Краснознамённого истребительного авиационного полка (323-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия) лейтенант В. Г. Казаков выполнил более 100 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 9 самолётов противника. Сражался на 1-м и 2-м Белорусских фронтах.

Участник войны в Корее с июля 1952 года по июль 1953 года в должности заместителя командира 2-й эскадрильи 518-го истребительного авиационного полка (216-я истребительная авиационная дивизия, 64-й истребительный авиационный корпус), летал на МиГ-15. В воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника и ещё 5 подбил.

После возвращения в СССР продолжал служить в ВВС. В запас вышел в звании майора.

Награждён орденами: Красного Знамени (06.08.1944, 18.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (18.04.1945) и другими.


*     *     *
Список известных воздушных побед В. Г. Казакова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
11.07.19441  ФВ-190СурынкаЯк-1
16.07.19441  ФВ-190Чахец
24.08.19441  ФВ-190Хроснице - ВолсевоЯк-1, Як-9.
04.09.19441  ФВ-190Ножево
31.01.19451  ФВ-190южнее МюльхаузенЯк-9У
19.02.19451  Ме-109Бобау
20.02.19451  ФВ-190Нойкирх
1  ФВ-190Кляйн Полюбин
24.04.19451  Ме-109Куммеров

      Всего сбитых самолётов - 9 + 0;  боевых вылетов - более 100.




Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
26.10.19522  Ф-86район реки ЯлуцзянМиГ-15
21.11.19521  Ф-86Бугдин

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0.


9 октября 1952 года лётчики 518-го полка капитан В. Г. Казаков и старший лейтенант М. П. Калитов подбили, по их утверждению, 2 Ф-86, но так как американцы признают в этот день потерю одного своего Ф-84Е из состава 474-го ИБАКР, скорее всего, лётчики 518-го полка дрались в этом бою с "Тандерджетами", а не с "Сейбрами".

Всего же после 12 октября лётчики 64-го ИАК провели 6 результативных воздушных боёв с "Сейбрами", в которых сбили 9 Ф-86. Все они стали добычей лётчиков 216-й ИАД: 4 Ф-86 на счету лётчиков 676-го ИАП, ещё 3 Ф-86 сбили лётчики 878-го ИАП, и 2 Ф-86 сбил капитан В. Г. Казаков из 518-го ИАП в бою 26 октября. Свои потери за этот период (с 13 по 31 октября) составили всего 3 машины, причём все они потеряны не от воздействия противника: 2 машины были потеряны 24 октября вследствие столкновения в воздухе 2-х самолётов 878-го ИАП. Старший лейтенант П. Н. Опрышко сверху налез на самолёт своего ведущего старшего лейтенанта В. Ф. Коржа, и произошло столкновение, в результате которого старший лейтенант Корж Владимир Федотович погиб (удар пришёлся по кабине лётчика), а старший лейтенант П. Н. Опрышко спасся на парашюте.

Два крупных воздушных сражения состоялись 21 и 22 ноября 1952 года. Так, 21 ноября несколько десятков истребителей-бомбардировщиков Ф-84Г попытались уничтожить офицерское армейское училище в районе Бугдин. Их прикрывали "Сейбры" 4 и 51-го авиакрыльев. На отражение этого налёта были привлечены лётчики 518-го и 878-го ИАП, которые сковали боем "Сейбры" прикрытия, а наведённые на штурмовики лётчики 415-го ИАП (133-я ИАД) атаковали их мощно и дружно. Вот что рассказывает об этом бое его участник командир 415-го ИАП, Герой Советского Союза подполковник Шевелёв Павел Фёдорович:

"Был полковой вылет на отражение налёта на Бугдин ("Золотые пески"). Полк подняли поздновато, и над Бугдином было полно штурмовиков. Сначала мы обнаружили четвёрку Ф-84, и я с ходу атаковал их, и один "Тандерджет" был сбит. Затем мы столкнулись с восьмёркой Ф-84 и с ходу пошли на них в атаку. С первого же захода капитан В. М. Панов сбил один Ф-84, а на догоне старший лейтенант Н. М. Сокуренко - второй, причём так по нему ударил, что у "Тандерджета" отвалилось крыло.

Правда, и мы понесли потери из-за того, что прозевали атаку 2-х групп "Сейбров". Так, 1-ю АЭ, ведомую майором Г. И. Богдановым, неожиданно атаковали 6 Ф-86 и сбили машину командира эскадрильи Георгия Ивановича Богданова, который погиб вместе с машиной".

"Сейбрам" также удалось сбить самолёт старшего лейтенанта А. А. Гаранкина, но он спасся на парашюте. Но и "Сейбрам" не удалось уйти безнаказанно - один из них сбил в этом бою капитан В. М. Панов. Всего же в этом бою лётчики 415-го полка сбили 5 Ф-84 и 1 Ф-86, но почему-то 2 победы у командования корпуса вызвали сомнения, поэтому командиру полка подполковнику П. Ф. Шевелёву засчитали один сбитый Ф-84 и один подбитый, а капитану В. М. Панову - лишь 2 победы в этом бою, а третью записали как подбитый. В итоге командованием корпуса 415-му ИАП было официально засчитано 3 сбитых Ф-84 и 2 Ф-84 подбитых и 1 сбитый Ф-86. Кроме того, в бою с заслоном "Сейбров" лётчики 216-й ИАД сбили 1 Ф-86 и ещё 2 "Сейбра" подбили - отличился заместитель командира 2-й АЭ капитан В. Г. Казаков, сбивший в этом бою один Ф-86 и подбивший другой.

18 мая 1953 года лётчики 518-го ИАП, прикрывая район Супхун ГЭС, провели несколько боёв с "Сейбрами", пытавшимися бомбить ГЭС. В ходе этих боёв лётчики 518-го ИАП сбили 2 Ф-86, но и сами потеряли 2 машины и одного лётчика. В этом же бою, согласно архивным документам, заместитель командира 2-й АЭ по лётной подготовке майор В. Г. Казаков подбил один "Сейбр". Однако, произведя тщательный анализ этого боя, выяснилось, что лётчики М. И. Михин и В. Г. Казаков вели огонь по одному и тому же "Сейбру". Но Михин стрелял с дистанции 800 метров, и плёнка ФКП у него неважная, а вот у Казакова на плёнке фотоконтроля ясно виден "Сейбр" на дистанции всего 150 метров. Однако командование части отдало победу М. И. Михину, чтобы у последнего был более солидный счёт, хотя он сам об этом и не просил. У него и без того было несколько незасчитанных побед, записанных ему как "подбитые" самолёты противника (например, в бою 09.09.1952, в котором Михин сбил Ф-86, а ему засчитали его как подбитый). Как Казаков Василий Григорьевич добился своей четвёртой, незасчитанной победы (у В. Г. Казакова было в конце войны 5 записанных на его счёт подбитых самолётов противника), рассказывает он сам:

"На высоте 11 000 - 13 000 метров, находясь в районе ГЭС на реке Ялуцзян, двигаясь с востока на запад, я заметил пару "Сейбров" на попутно-пересекающихся курсах. Решил их атаковать. Предупредил своего ведомого капитана Е. И. Стадника по радио: "Следи за мной". Это условный сигнал, что я иду в атаку, так как нас мог подслушивать противник и передавать своим лётчикам, что их собираются атаковать. Получив ответ ведомого, перешёл в атаку. Перевёл двигатель на максимальные обороты, скорость около 1000 км/час, но в это время слышу по радио, с КП командир дивизии предупреждает, что на меня наводят истребители противника. Меня вновь предупреждают: "Будь внимательнее". Ответить не могу, у меня осталось ещё 100 - 200 метров до цели, хочется подойти поближе, и можно открывать огонь. Сам "влип" в прицел, сжавшись в комок, как будто в самолёте меня кто-то заметит...

В это время слышу в наушниках шлемофона какой-то непонятный сильный звук, как падают стекла из разбитого окна. Потом оказалось, что пуля пробила рацию у ведомого, когда он нажимал кнопку передатчика. Я одновременно открыл огонь из всех пушек, и "Сейбр" загорелся, перевернулся и беспорядочно начал падать. С облегчением и радостью вышел вверх с правым разворотом и передал, что противник горит и беспорядочно падает. Я не знал тогда, что, когда я атаковал ведущего, Стадник атаковал ведомого, но его цель - обеспечить мою атаку, и он не заметил, как сбоку под ракурсом 4/4 нас атаковала вторая пара "Сейбров", и несколько пуль попали в самолёт ведомого, разбив ему рацию и подбив двигатель, который тут же остановился. Капитан Стадник благополучно катапультировался, и через день мы вновь встретились с ним на нашем аэродроме, и он признал свою ошибку".

Согласно радиоперехвату, сбитый майором В. Г. Казаковым "Сейбр" упал в море, а его пилот катапультировался, но ему он записан как подбитый. Итог боёв 18 мая таков: лётчиками корпуса сбито 2 Ф-86 и ещё один подбит, свои потери - 2 самолёта и один лётчик погиб.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д