Калмансон Виктор Эмануилович

Калмансон Виктор Эмануилович

Родился 23 сентября 1918 года в городе Луцке (Ровенская область Украины). 25 сентября 1941 года добровольно вступил в ряды Красной Армии и был направлен в военную авиационную школу лётчиков. Окончив её, служил пилотом в 6-м перегоночном авиационном полку.

С февраля 1944 года младший лейтенант В. Э. Калмансон в действующей армии. Сражался в Заполярье в должности командира звена 773-го ИАП (1-я Гвардейская САД, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт), летал на "Аэрокобре". Выполнил около 100 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично и 2 в составе группы.

Участник вооружённого конфликта в Корее с февраля по май 1952 гг. в должности штурмана 256-го ИАП (190-я ИАД, 64-й ИАК), летал на МиГ-15. В воздушных боях капитан В. Э. Калмансон (в некоторых источниках фамилия пишется "Колмансон") сбил лично 1 истребитель противника Ф-86 "Сейбр". 20 мая 1952 года, погиб над своим аэродромом.

В тот день лётчики 335-й АЭ ААС США во главе с новым командиром 4-го ИАКР полковником Гаррисоном Тингом провели успешный воздушный бой в районе реки Ялуцзян, недалеко от Аньдуня, сбив 3 МиГ-15 из состава ОВА. Один из них сбил сам Тинг. Эта же группа атаковала взлетающие с аэродрома Аньдун "МиГи" и сбила прямо над аэродромом капитана В. Э. Калмансона, который погиб в своём самолёте (его сбил капитан Клив Мэлон).

В этот день часть лётчиков 256-го ИАП перегоняла партию новых МиГ-15бис из Аньдуня в Мяогоу, и эта трагедия случилась прямо перед посадкой этой группы. Вот как об этой трагедии рассказывает её очевидец Верховский Виктор Георгиевич: "По возвращении полка из боя, при заходе на посадку (с севера на юг), он был атакован "Сейбром"-охотником, выскочившим из-за северо-западных скал. У самолёта Калмансона высота была 60-70 метров, мы в это время стояли возле рации в ожидании наших машин. "Сейбр" в крутом пикировании, довернув машину вправо, открыл огонь с некоторым упреждением. Калмансон успел промолвить по радио: "Ох, гады, заловили...", и тут по самолёту прошла трасса пуль. Машина клюнула носом вниз и ударилась о землю в начале ВПП, но взрыва не было. От удара о землю сработала катапульта и выбросила Калмансона из кабины на бетонку. Одна из пуль попала в него и прошла от затылка по всему телу. Похоронили мы его в Порт-Артуре".

Награждён орденами: Красной Звезды (22.07.1944), Красного Знамени (23.10.1944); медалью "За боевые заслуги" (13.06.1952).


*     *     *
Список известных воздушных побед В. Э. Калмансона:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
01.08.19441  Ме-109юго-западнее Хонкаваара"Аэрокобра"
1  "Брюстер"аэродром Вяртсиля
07.10.19442  ФВ-190 (в группе 2/6)озеро Чапр

      Всего сбитых самолётов - 2 + 2;  боевых вылетов - около 100.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
24.03.19521  Ф-86район реки ЯлуцзянМиГ-15

      Всего сбитых самолётов - 1 + 0.



Из материалов прессы военных лет:

Из материалов фронтовых лет.

Из материалов фронтовых лет.


Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д