В конце 1951 года назрела проблема смены лётного состава 64-го ИАК, который физически и морально устал от ежедневных боёв с максимальными нагрузками на лётчика. Командованием ВВС СССР было решено в начале 1952 года сменить авиачасти, входящие в 64-й ИАК, свежими авиадивизиями из Советского Союза. Первой прибыла из подмосковья 97-я ИАД ПВО под командованием полковника Героя Советского Союза Шевцова Александра Григорьевича, в состав которой входили 2 старейших полка ПВО: 16-й ИАП под командованием полковника Героя Советского Союза Кузнецова Николая Фёдоровича и 148-й Гвардейский ИАП ПВО под командованием полковника Мохнаткина. Оба полка дивизии отличились в годы Великой Отечественной войны, защищая Москву и другие города России от налётов фашистской авиации. Дивизия прибыла в конце декабря 1951 года в Китай, и уже в начале января 1952 года лётный состав дивизии получил самолёты от убывавшей в Союз 324-й ИАД, а также весь технический состав дивизии И. Н. Кожедуба, так как прибыл без него и начал облёт района боевых действий под прикрытием лётчиков 303-й ИАД. Ввод в бой состоял из 3-5 полётов в район боевых действий (без вступления в бой) и выступлений в полках дивизии опытных пилотов 324-й ИАД. Первые боевые вылеты полки осуществили 16 января. В этот день 16-й ИАП в составе 28 машин осуществил облёт района боевых действий, во время которого была встреча с 16 Ф-86, но обе группы мирно разошлись без боя. Оба полка дивизии базировались на аэродроме Аньдун. В бой лётчики 97-й ИАД вступили в середине января 1952 года, но первые победы оба полка одержали только 3 февраля. Первыми отличились лётчики 16-го ИАП, в частности командир звена 2-й АЭ старший лейтенант А. Н. Иванов, сбивший в скоротечном бою один Ф-86. Это был полковой вылет в составе всех 3-х эскадрилий, и бой был с большой группой F-86. Хотя победа была на стороне лётчиков 16-го полка, многие самолёты привезли пробоины из этого первого боя. В этот же день отличились и лётчики 148-го Гвардейского ИАП. Победу одержал командир звена Гвардии капитан П. С. Дубино, который сбил Ф-86Е из состава 25-й АЭ - его пилот Джон Хэтчит погиб. Так лётчики 97-й ИАД открыли боевой счёт победам в небе Кореи. Однако серьёзные бои были ещё впереди, так как, по заявлению самих лётчиков 97-й ИАД, американцы хорошо были осведомлены о том, что в 64-м ИАК произошла смена лётного состава, и как бы приглядывались и изучали нового противника, не зная, что он собой представляет. Отсюда и осторожность американцев в первых боях с лётчиками 97-й и 190-й ИАД. 10 февраля 1952 г. лётчики 97-й ИАД сполна рассчитались с обидчиками из 4-го ИАКР, которые накануне сбили лётчика 16-го ИАП (старший лейтенант Троицкий Игорь Ильич погиб): один из "Сейбров" подловил под облаками старший лейтенант А. Н. Иванов - это произошло в 6:54 - 7:10, и подбил его. 11 марта 1952 г. в районе Ансю разгорелись крупные сражения с участием советских лётчиков 97-й и 190-й ИАД, которые совершили в этот день по 3 боевых вылета. Причём все вылеты были дивизионные. В двух из них вели бои с самолётами противника. Лётчики 97-й ИАД взяли на себя истребители передового заслона, а лётчики 190-й дивизии прорывались к району, где действовали штурмовики Ф-80 и Ф-84. Сражаясь с "Сейбрами", отличились лётчики 16-го полка, которые в первом бою, произошедшем в период 6:54 - 7:15 в районе Кусан, подбили 2 "Сейбра", а во второй схватке в этот же день с "Сейбрами" 4-го ИАКР 12 "МиГов" во главе с командиром 2-й АЭ майором Н. Д. Зинченко был подбит ещё один "Сейбр" и ещё один сбит. В составе группы были 3 звена от каждой АЭ полка, первое звено вёл капитан В. В. Власов из 1-й АЭ, второе звено - сам майор Н. Д. Зинченко, а третье звено - командир 3-й АЭ майор Г. К. Зенов. Неожиданно из облаков четвёрку Зинченко атаковала пара Ф-86. Звено Власова хотело пойти за этой парой "Сейбров", но тут они увидели подходящую восьмёрку "Сейбров" и вступили с ней в бой. А та пара Ф-86 снизу атаковала пару майора Зинченко, которые их не видели, и, обстреляв её, поразила самолёт ведомого старшего лейтенанта А. Н. Иванова. Видимо, пули попали в боекомплект, и произошёл взрыв. Иванов катапультировался, но погиб при приземлении на сопку... Лётчики 16-го ИАП не остались в долгу: атаковав восьмёрку Ф-86, капитан В. В. Власов зашёл одному из них в хвост и сбил его - "Сейбр" упал в море. Тут подошли ещё несколько звеньев "Сейбров", и бой разгорелся с новой силой, но разозлившихся лётчиков 16-го ИАП было уже не запугать численным превосходством, и вскоре ещё один "Сейбр" упал на землю в районе Янсан - его сбил майор Г. К. Зенов. Этот бой состоялся в период 15:20 - 15:48. Так полк понёс тяжёлую утрату: был сбит "Сейбрами" и погиб лётчик 2-й АЭ старший лейтенант Иванов Александр Николаевич, который уже успел за короткий срок участия в боях сбить 1 Ф-86 и ещё 1 повредить... (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д