Хвостонцев Владимир Михайлович

Хвостонцев Владимир Михайлович

Родился 28 июля 1923 года в селе Вильва (ныне Соликамский район Пермской области). С 10 июля 1941 года в рядах Красной Армии, призван Соликамским РВК. В 1945 году окончил Бирмскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 20-м ЗИАП (ВВС Сибирского военного округа).

Участник Советско-Японской войны с 9 августа по 3 сентября 1945 года в составе 781-го ИАП (249-я ИАД, 9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт). Летал на Як-9, воздушных побед не имел.

Участник войны в Корее с мая 1951 по февраль 1952 гг. в составе 17-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта ВВС США (ещё 2 победы не получили официального подтверждения).

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. В 1960-х гг. сменил фамилию на "Рощин". С 10 сентября 1965 года подполковник В. М. Рощин - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (10.10.1951), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951).


*     *     *

Крупный налёт американской штурмовой авиации был предпринят 9 августа 1951 года, когда большая группа штурмовиков Ф-80С из 51-й ИБАГ пыталась парализовать движение автомобильных и железных дорог от Аньдуня до Ансю. На отражение налёта в 15:53 были подняты лётчики 17-го ИАП в составе 23 экипажей под командованием командира полка Г. И. Пулова. В районе Ансю им удалось перехватить группу из 8 Ф-80, которые прикрывала группа Ф-86. Увидев большую группу "МиГов", пилоты "Шутинг Старов" устремились в спасительный залив, однако не всем удалось это сделать: один Ф-80 остался догорать на земле Кореи - его пилот Джеральд Брозе из 16-й АЭ погиб.

Лётчики 3-й эскадрильи надёжно сковали боем "Сейбров" прикрытия, не дав им помешать работе лётчиков 1-й эскадрильи. В этом бою отличился ведомый командира 3-й эскадрильи капитана Н. Г. Докашенко старший лейтенант В. М. Хвостанцев. В ходе боя он оторвался от ведущего и остался один. Пытаясь догнать самолёт ведущего, он неожиданно ниже себя увидел пару "Сейбров", которая готовилась атаковать кого-то из лётчиков его эскадрильи. Противник его не видел и беспечно готовился к атаке наших лётчиков. Воспользовавшись этим, В. М. Хвостанцев сблизился с ведомым на дистанцию 150 метров и открыл ураганный огонь. От "Сейбра" полетели какие-то обломки, и он пропал внизу, второй в это время успел уйти из-под атаки. [Сбитый Хвостанцевым "Сейбр" не был официально засчитан, хотя на фотоплёнке ФКП хорошо видно, что снаряды попадают в самолёт противника. Подбитый В. М. Хвостанцевым F-86 с № 49-1271 из 335-й АЭ хоть и долетел до своей базы, но разбился и был списан на металлолом.]

Лётчики 3-й эскадрильи 17-го ИАП

25 октября крупных боёв не было. Однако в районе Ансю появились группы штурмовиков Ф-80 под прикрытием "Сейбров", а с моря, восточнее Ансю, действовала палубная авиация ВМС США. На перехват этих групп самолётов противника были направлены группы "МиГов" из 18-го ГИАП и 17-го ИАП. Лётчики 18-го ГИАП разогнали в районе Сюкусен несколько мелких групп штурмовиков, сбив один Ф-80, и без потерь вернулись на аэродром. А вот лётчикам 17-го полка, помимо боя с "Сейбрами" прикрытия, довелось столкнуться в этот день с палубной авиацией США. Вот как эту редкую встречу описывает виновник этих событий Докашенко Николай Григорьевич: "Как-то в районе восточнее Ансю мы с ведомым встретили 12 штурмовиков палубной авиации противника, которых прямо с ходу разогнали, но один из них был сбит, а другие развернулись и ушли в море. Дальше мы их преследование прекратили, поскольку оставался малый запас горючего, и мы возвратились на свой аэродром".

А вот что вспоминает его ведомый В. М. Хвостанцев: "В результате боя с "Сейбрами" мы с Докашенко оказались внизу. Пункт наведения информировал нас о том, что палубники работают под облаками, ну ведущий и нырнул под облака в какое-то ущелье, как мы тогда не столкнулись с горами, не знаю. Всё моё внимание в этой сложной метеообстановке было сосредоточено на том, чтобы не потерять Докашенко. И тут я увидел эти чёрные поршневые самолёты. Они шли под ракурсом 4/4, я дал по ним очередь и пошёл за ведущим, который вышел с ходу в хвост одному из палубников и тут же сбил его. Долго мы на земле рассматривали пленку ФКП Докашенко. Пытались по ней и по нашим рассказам установить тип сбитого самолёта противника. Мнений было много, говорили, что "Корсар", но всё же решили, что это "Хэлккет". В этом бою, кроме нашей пары, никто с палубниками не встречался".

27 октября 1951 года "Сейбры" попытались блокировать аэродромы в Маньчжурии, но опоздали - лётчики 18-го ГИАП успели взлететь с аэродрома Мяогоу. Восьмёрка "МиГов" 3-й АЭ полка под командованием капитана П. Н. Антонова встретилась с 16 Ф-86 и вступила с ними в бой, связав их боем.

В сражении истребителей лётчики 17-го ИАП сбили ещё один Ф-84: его сбил на встречно-пересекающихся курсах с дистанции 450 метров, чуть не столкнувшись с ним, старший лейтенант В. М. Хвостанцев. Вернувшись на аэродром, он не доложил о своей победе, на разборе выяснилось, что Ф-84 сбит и никто, кроме Хвостанцева, не стрелял по "крестам", да и плёнка подтвердила (3 кадра на ФКП), что именно им сбит этот Ф-84.

Воздушные бои 14 декабря 1951 года также были жаркими. Советские лётчики, согласно архивным данным, сбили 8 Ф-86 без своих потерь. Снова отличились лётчики 324-й ИАД, сбившие 6 "Сейбров". Ещё 2 сбили лётчики 303-й ИАД. Лётчики 17-го полка в составе 24 экипажей добились крупной победы в этом сражении: отличился старший лейтенант В. М. Хвостанцев, который сбил сразу 2 "Сейбра" в этом бою. Падение самолётов наблюдали лётчики Полищук, Благов и подтверждается фотоконтролём. Однако, почему-то В. М. Хвостанцеву засчитали только один сбитый "Сейбр".



МиГ-15бис капитана В. М. Хвостанцева, январь 1952 г.


Список известных воздушных побед В. М. Хвостанцева:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
09.09.19511  Ф-86район реки ЯлуцзянМиГ-15
27.10.19511  Ф-84
14.12.19511  Ф-86

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0.



(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д