Родился 17 июля 1922 года в деревне Кугучево (Жирятинский район Брянской области). С 19 февраля 1941 года в рядах Красной Армии, призван Брянским РВК, окончил военную авиационную школу лётчиков. С сентября 1942 года сержант И. А. Гречишко в действующей армии. Воевал в составе 177-го ИАП (319-я ИАД и 6-й ИАК ПВО), Летал на МиГ-3, воздушных побед не имел. Затем служил в 831-м ИАП и 966-м ИАП. Участник войны в Корее с ноября 1950 по февраль 1951 гг. в составе 177-го ИАП. Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника (27.12.1950 - Ф-86 и 21.01.1951 - Ф-84). Затем продолжал службу в рядах ВВС СССР. С 28 августа 1974 года полковник И. А. Гречишко - в отставке. Награждён орденами: Ленина (12.05.1951), Красного Знамени (04.06.1955), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (19.09.1944, 29.04.1954, 30.12.1956, 23.02.1962); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (17.05.1951). * * * По данным 50-й ИАД, один из "Сейбров" был сбит 27 декабря 1950 года лётчиками 177-го ИАП, при этом отличился командир звена 1-й эскадрильи капитан И. А. Гречишко. Вот как он описывает этот бой: "Когда эскадрилью в составе 8 самолётов подняли по тревоге в воздух, с КП по радио передали, что на экране локатора появилась скоростная цель. Потом выяснилось, что это была одиночная пара самолётов противника, летевших на предельной скорости, а сзади шла ударная группа "Сейбров" в составе 10 машин. Мы оказались в невыгодном положении, вышли на "приманку", а сзади "Сейбры" начали атаку. Завязалась "карусель", в ходе которой моё звено в составе меня, Беликова и Кобзева оказалось с одним отбившимся от строя "Сейбром". Мы его зажали и вскоре прикончили. В памяти осталось, что лётчик F-86, видимо, был высокого класса, так как пилотировал с большими перегрузками и с большим каскадом фигур высшего пилотажа. Но и мы недаром хлеб ели, всё же достали его". На самом деле Гречишко и его ведомые видели, что самолёт противника задымил и начал со снижением уходить на свою территорию, и не засекли его падения. Скорее всего, наши лётчики вновь приняли выход на форсаж атакуемого "Сейбра" за "пожар" на самолёте. Попросту пилот F-86 удирал от МиГ-15 и, включив форсаж, стал на пикировании уходить от "МиГов", что ему в итоге и удалось сделать. Большое сражение в районе Ансю произошло 21 января 1951 года, когда на перехват многочисленных групп штурмовиков вылетело около 30 МиГ-15 - были подняты в воздух группы "МиГов" из состава всех 3-х полков 50-й ИАД. В 10 часов 35 минут 1-я аскадрилья 177-го ИАП в составе 9 экипажей встретила в районе Ансю восьмёрку F-84 и завязала с ней бой, в котором группа противника была разгромлена: 4 "Тандерджета" были сбиты П. М. Михайловым, С. М. Акуленко, И. А. Гречишко и И. В. Поповым, причём последний "Тандерджет" сбил капитан И. А. Гречишко. Он вёл бой с ведомым Беликовым против пары F-84 и никак не мог зайти им в хвост, но когда у F-84 стало заканчиваться горючее, так как они летали на пределе своего радиуса, они начали выходить из боя, чем и воспользовался капитан Гречишко: зашёл им в хвост и с короткой дистанции сразил самолёт ведомого, и тот упал на берег залива. У группы майора Михайлова потерь в бою не было. Исследуя уже опубликованные недавно на Западе документы относительно потерь 5-й Воздушной армии в небе Кореи, аргентинский историк Диего Зампини нашёл несоответствия в американских данных и предположил, что в этом бою лётчики 177-го ИАП встретились не с "Тандерджетами", а со звеном F-80 из состава 8-й АЭ 49-й ИБАГ, которые сопровождали разведчик RF-80 из состава 8-й РАЭ. В этом бою вся группа из 5 самолётов была, по сути, уничтожена: один F-80 и разведчик RF-80 были сбиты сразу, причём пилот самолёта-разведчика попал в плен. Три других "Шутинг стара" долетели до своей территории, где их пилоты покинули свои подбитые машины либо совершили вынужденные посадки вне аэродрома. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д