Родился в 1923 году. В рядах Красной Армии с 1941 года. Участник Великой Отечественной войны с 29 декабря 1943 года. Сражался в составе 813-го ИАП (215-я ИАД, 8-й ИАК). Воевал на Западном, 1-м и 2-м Белорусских фронтах. К маю 1945 года лейтенант Г. М. Гребёнкин выполнил около 50 боевых вылетов, сбитых самолётов противника не имел. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (14.04.1945). После окончания войны продолжал служить в ВВС. Участник Корейской войны 1950-1953 гг. в составе 29-го Гвардейского ИАП, летал на МиГ-15. Одержал 1 личную победу: 1 декабря 1950 года сбил бомбардировщик Б-29. 23 января 1951 года старший лейтенант Г. М. Гребёнкин погиб в воздушном бою. * * * В конце ноября 1950 года в составе 64-го ИАК в первой линии находились и вели боевые действия 2 советские авиадивизии - 28-я ИАД и 50-я ИАД. Но, поскольку в первых числах декабря 28-я ИАД вышла из состава корпуса и убыла в глубь Китая в провинцию Шаньдун, в декабре в составе 64-го ИАК в боях участвовала только одна 50-я ИАД двухполкового состава с местом базирования в Аньшане. Первыми боевые вылеты стали выполнять лётчики 29-го ГвИАП. Они уже 30 ноября сделали свой первый боевой вылет в район Аньдуня, который прошёл без встречи с противником. Первая встреча с противником у лётчиков 50-й ИАД состоялась 1 декабря, когда на перехват самолётов в район Аньдуня с аэродрома Аньшань в 12:09 вылетели 6 МиГ-15 из 1-й эскадрильи 29-го ГвИАП под командованием капитана П. И. Орлова. В 12:24 группа подошла в строю "фронт" на высоте 7000 метров и барражировала в районе ВПУ Аньдун. Противника они, однако, не встретили и в 12:3 получили приказ на возвращение. Но в 30 км от Аньдуня группа встретила ниже себя 3 бомбардировщика В-29 в строю "клин", без прикрытия. С правым разворотом они атаковали строй В-29 и вели огонь по ведущему и правому ведомому Б-29. Бомбардировщики в процессе боя делали "горки", чтобы нижние стрелки могли бить по "МиГам". Пара капитана П. И. Орлова атаковала ведущего В-29 и била по нему короткими очередями, а пара капитана И. Ф. Богатырёва атаковала снизу правого ведомого и вела по нему огонь. Стрелки с правого В-29 подбили МиГ-15 старшего лейтенанта Г. М. Гребёнкина (был пробит фонарь кабины, в крыле имелись 3 пробоины), он вышел из боя и вернулся на аэродром (легко ранен в лицо). Проведя ещё одну атаку по В-29, вся пятёрка в 13:15 вернулась на аэродром. По докладам лётчиков и снимкам ФКП, на самолёте ведущего В-29 были подбиты 2 левых мотора и шёл дым. Также были подбиты 2 двигателя и у правого В-29, однако падение бомбардировщиков никто не видел. Оба подбитых В-29 были засчитаны полку как сбитые, и их записали на счёт капитана П. И. Орлова и старшего лейтенанта Г. М. Гребёнкина, и это были первые победы лётчиков 29-го Гвардейского ИАП в небе Кореи. Пиком январских боёв 1951 года в небе Кореи стало сражение над Сингисю 23 января. Обозлённые большими потерями, лётчики 27-й авиагруппы ВВС США решили показать свою мощь и в полном составе вылетели в район Аньдуня. Подходя со стороны залива, 24 F-84 (по другим данным, их было 48) пересекли границу КНР и направились к аэродрому Аньдун. Вот как об их появлении над аэродромом вспоминает А. И. Перекрест: "Когда мы позавтракали в 7 часов утра и вышли из дежурного домика, солнце только начало выходить из-за горизонта. Не успели мы перекурить после еды, как увидели, что со стороны моря, на высоте примерно 400 - 500 метров, идёт целая колонна самолётов F-84, они шли четвёрками друг за другом, их было не менее 45 машин. Это был первый случай такого крупного нарушения границы КНР при нас. Шли они как на параде, огня по нашим самолётам, стоящим на аэродроме, не открывали. От дежурного домика, где мы стояли, до стоянки самолётов было около 50 - 60 метров, и мы сразу бросились к своим "МиГам", сели в кабины, запустили двигатели и начали взлетать". В 7:10 с аэродрома Аньдун в воздух последовательно ушли 28 самолётов МиГ-15, и среди них 8 "МиГов" из 10-го ИАП, а остальные - из 29-го Гвардейского ИАП. Завязался ожесточённый воздушный бой, в котором сошлись около 80 самолётов с обеих сторон. Первой ушла по тревоге шестёрка МиГ-15 из состава 2-й эскадрильи под командованием капитана В. Н. Крымского, и именно они первыми обнаружили первую группу из 8 "Тандерджетов", которые, нарушив границу КНР, направлялись к авиабазе Аньдун, которая располагалась непосредственно напротив Сингисю, но на другом берегу реки Ялуцзян. Видимо, данная группа противника должна была обеспечить действия подходившей основной ударной группы. Группа капитана Крымского вступила в бой с этой восьмёркой F-84, и довольно удачно, так как вскоре капитану Г. П. Чумакову удалось сбить один из "Тандерджетов". В этот момент в район боя подошла основная группа противника, и всё пространство было занято самолётами противника, и шестёрка "МиГов" просто растворилась среди самолётов врага. Но это преимущество длилось не больше минуты, так как сначала в район боя подошла шестёрка МиГ-15 из 1-й эскадрильи под командованием капитана П. И. Орлова, а ещё через минуту подошла ещё восьмёрка МиГ-15 3-й эскадрильи под командованием капитана И. И. Юркевича. В небе крутилась гигантская "карусель" из нескольких десятков машин. Несколько "МиГов" было обстреляно "Тандерджетами" на взлёте, при этом 2 МиГ-15 были подбиты, и они были вынуждены сесть на аэродром, не вступив в бой. Были подбиты самолёты капитана Жандарова и старшего лейтенанта А. Ф. Андрианова, самолёт последнего получил 3 пробоины в двигатель. МиГ-15 Андрианова был бы сбит, так как в него вцепились 2 F-84, но его спасла пара капитана Глинского, который атаковал пару "Тандерджетов" и сбил один из них, другой ушёл крутым виражом из-под атаки. Героически сражался в этом бою капитан Г. М. Гребёнкин, но его зажала четвёрка F-84 и сбила, - капитан Гребёнкин не успел спастись, эта была единственная потеря полка в этом бою и последняя в этой войне. Но лётчики 29-го полка с лихвой отплатили врагу за свою потерю: они сбили 8 F-84 и подбили 2 - 3 машины противника. Правда, полку было засчитано только 6 побед, которые одержали лётчики П. И. Орлов, И. Ф. Богатырёв, А. К. Курносов, А. Рязанов, Г. П. Чумаков и А. И. Перекрест. Ещё 2 "Тандерджета" были сбиты лётчиками Ю. И. Глинским и Г. М. Гребёнкиным, но им по разным причинам эти победы не засчитаны. Американские лётчики из 522-й и 523-й АЭ 27-й ИАГ заявили, что сбили 4 "МиГа", причём 2 победы на свой счёт записал лейтенант Е. Крэгг, а 2 другие одержали капитаны Аллен Макгуайр и Уильям У. Слоутер. Предположительно они сбили ещё 3 МиГ-15. По американским данным, в этом сражении принимали участие 8 экипажей штурмовиков F-80 из состава 8-й ИБАГ, а их действия обеспечивали 24 экипажа F-84 "Тандерджет" из состава 27-й ИАГ. Причем, по данным американской стороны, они в этом сражении потеряли только лишь один самолёт F-80 из 80-й АЭ, лётчик которого погиб. Эти данные, относительно понесённых американской стороной потерь, вызывают большое сомнение в их достоверности, зная, как болезненно относится американское командование к таким потерям и старательно их скрывает. Это был последний бой в небе Кореи лётчиков 29-го Гвардейского ИАП, так как 24 января 1951 года полк перелетел в Аньшань, где сдал свои "МиГи" другому советскому полку, недавно прибывшему в Китай, а лётный состав затем убыл на отдых на Ляодунский полуостров. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д