Голышевский Иван Петрович

Голышевский Иван Петрович

К началу лета 1951 года Стратегическая бомбардировочная авиация США существенно ограничила дневные налёты на военные объекты, а с октября прекратила их окончательно. С той поры В-29 стали действовать исключительно ночью. Почувствовав перемену в тактике и стратегии противника, Советское командование срочно приступило к подготовке специального авиаполка для ведения ночных боевых действий в небе Кореи.

351-й авиаполк начал создаваться на базе 153-й истребительной авиационной дивизии и был вооружён поршневыми истребителями Ла-11. В эту часть начали прибывать лётчики, имевшие опыт ночных полётов в сложных метеоусловиях. В июне 1951 года полк был укомплектован и 13-го числа в полном составе перелетел из Саншилипу в Аньшань. Его командиром стал полковник И. А. Ефимов. Главной задачей полка было прикрытие важнейших стратегических объектов: моста через реку Ялуцзян в районе города Аньдун, ГЭС в районе города Сингисю, аэродромный узел Аньдун и сам Аньшань. Вскоре полк в составе 3-х эскадрилий (по 10 самолётов в каждой) приступил к ночным дежурствам.

Первую победу одержал старший лейтенант В. Курганов, сбивший В-26 "Инвайдер", но с сентября 1951 года в ночном небе появились В-29 и соперничать с ними на Ла-11 стало сложновато. "Крепости" забирались на высоту до 10 км и после нанесения бомбового удара с резким снижением уходили в сторону залива, куда нашим лётчикам заходить запрещалось. При этом они разгонялись до 700 км/час и Ла-11, имея максимальную скорость в 680 км/час, догнать их не могли...

В начале декабря 1951 года на боевое дежурство стали заступать наиболее опытные лётчики. В одну из ночей готовность заняли 2 заместителя командира 351-го ИАП капитаны Голышевский (по политчасти) и Карелин (по лётной подготовке). По команде с КП корпуса их подняли одновременно и послали каждого в свою зону барражирования. И вот тут-то, в зоне ожидания Карелина, в свете прожекторов появился В-29. Советский лётчик бросился в погоню, но дистанция была слишком велика и "крепость" ушла безнаказанно.

После проведения ряда экспериментов, было установлено, что бороться с В-29 могут только реактивные МиГ-15. В начале января 1952 года в Китай прибыла 97-я ИАД ПВО под командованием Героя Советского Союза полковника А. П. Шевцова. Одна из её эскадрилий была передана в 351-й ИАП, для обучения пилотов полка полётам на МиГ-15. В конце весны 1952 года капитан Карелин одержал первую победу и дело пошло...

Капитан И. П. Голышевский в кабине МиГ-15.

С осени 1952 года противник начал весьма активно использовать ночные перехватчики F-94B "Starfire" и F3D-2 "Skyknight", которые осуществляли перехваты наших самолётов до подхода к цели или после выполнения боевого задания. Первый ночной воздушный бой между самолётами противоборствующих сторон произошёл 2 ноября (по данным американской стороны в эту ночь пилотом F3D-2 был сбит один МиГ-15). На другой день лётчики 351-го ИАП Голышевский и Губенко попытались взять реванш и сбить один из перехватчиков США. Впереди шёл самолёт Губенко, выполнявший роль "приманки", а чуть сзади и выше - машина Голышевского, который должен был атаковать американца в том случае, если тот пойдёт на Губенко.

Вначале всё шло по плану: американец "клюнул на приманку", но перехват сорвался из-за боязни Голышевского поразить самолёт своего товарища, да и противник в последний момент прекратил атаку и тут же со снижением ушёл к заливу, видимо, получив предупреждение с земли. Нашим же лётчикам запрещалось заходить в залив и они прекратили преследование.

МиГ-15бис капитана И. П. Голышевского.

Январь нового 1953 года выдался для "ночников" обеих противоборствующих сторон очень напряжённым. В этом месяце В-29 выполнили 11 рейдов на цели в Северной Корее. Особенно жаркой выдалась ночь с 10 на 11 января, китда группа "Суперкрепостей" пыталась бомбить цели в районе Анджу. Им противостояла пара "МиГов" из 351-го ИАП и несколько экипажей из эскадрильи капитана Сёмы. В окрестностях Аншжу было много прожекторов, и советские лётчики активно атаковали попадавшие в их лучи В-29. Вот как описывает тот бой его участник замполит 351-го ИАП капитан И. П. Голышевский:

"В тот перехват я вылетел совместно с командиром 1-й АЭ майором Б. Д. Култышевым. Когда я подошёл в район цели, то увидел в лучах прожекторов один В-29. Падошёл к нему сверху на дистанцию 100 - 300 метров, уравнял скорость, ударил из всех трёх пушек и держал палец на гашетке, пока бомбардировщик не розвалился в воздухе...

Затем я развернулся, обнаружил ещё один освещённый В-29 и пошёл на него в атаку почти в лоб, под ракурсом 1/4. Я вёл по нему огонь и наблюдал попадания снарядов в кабину пилотов и в район стыка левого крыла. Вышел из атаки вверх, развернулся и совершил повторную атаку на этот же В-29. Наблюдал попадание снарядов, но как бомбардировщик упал, я не вндвп, так как он уже вышел из прожекторного поля. Зато ниже этого В-29 неосвещённым шёл ещё один, и его из темноты атаковал майор Култышев. В этот момент прожектористы взяли американца в "клещи" своих лучей, чем помогли Култышеву. Я наблюдал за атакой товарища и видел, как он с короткой дистанции ударил по бомбардировщику, и видел разрывы снарядов на самолёте противника..."

Американский бомбардировщик В-29.

По итогам этого боя Култышеву и Голышевскому было записано по одному сбитому В-29, ещё один засчитали Голышевскому как подбитый. Один В-29 сбил в ту ночь и старший лейтенант Я. З. Хабиев из 535-го ИАП. Американцы же признали потерю только одного бомбардировщика. Думается, однако, что реальные потери были больше, так как несколько "Суперкрепостей" из-за повреждений могли не долететь до своих баз.

Это были одни из последних побед одержанных лётчиками 351-го ИАП в небе Кореи. 18 февраля 1953 года полк в полном составе убыл в Советский Союз...

(Из материалов журналов: "Мир Авиации", "Авиация и Время", "История Авиации".)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д