Фомин Михаил Яковлевич

Фомин Михаил Яковлевич

Родился 19 ноября 1922 года в городе Гдов (ныне административный центр Гдовского района и городского поселения Гдов в Псковской области). С 15 августа 1940 года в рядах Красной Армии, призван Московским РВК (города Ленинграда). Окончил военную авиационную школу лётчиков.

В годы Великой Отечественной войны служил в составе ВВС Приволжского военного округа: 517-м ИАП и 13-го ЗИАП. Боевых вылетов не совершал.

Участник войны в Корее с декабря 1950 по февраль 1951 гг. в составе 177-го ИАП (50-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника (22.12.1950 - Ф-86,  27.12.1950 - Ф-80,  20.01.1951 - Ф-84).

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 3 июля 1971 года полковник М. Я. Фомин - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (12.05.1951, 28.09.1956), Красной Звезды (16.05.1947, 22.02.1955, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (13.06.1952).


*     *     *

22 декабря 1950 года произошло крупное сражение "МиГов" и "Сейбров", в котором участвовали лётчики 177-го ИАП. По сути, это был первый серьёзный бой лётчиков 177-го авиаполка. В этот день, во второй половине дня, 8 МиГ-15 из состава 2-й эскадрильи под командованием капитана М. Я. Фомина в районе Сингисю были неожиданно сверху атакованы 12 Ф-86. В этом тяжёлом бою, по заявлению наших лётчиков, было сбито 3 "Сейбра" капитаном М. Я. Фоминым, старшим лейтенантом В. К. Тищенко, лейтенантом П. Т. Рябовым. Правда, американцы признали потерю только одного "Сейбра". В этом неравном бою погиб старший лейтенант С. А. Барсегян, а также был сбит ещё один самолёт эскадрильи в районе аэродрома Аньдун, но его пилот лейтенант А. А. Зуб катапультировался из подбитой машины, при приземлении на парашюте он сломал обе ноги и попал в госпиталь.

Всего 22 декабря лётчиками 177-го ИАП было сбито 5 "Сейбров", но достоверные данные есть только о 2-х сбитых Ф-86. Американцы заявили, что в боях ими были сбиты 6 "МиГов", но достоверно известно, что потери 50-й ИАД за этот день составили всего 2 машины и ещё один МиГ-15 был повреждён. На самом деле в сражении участвовало всего 8 Ф-86 из 4-й ИАГ, но управляли этими звеньями опытные пилоты, асы Второй Мировой войны подполковник Гленн Иглестон и Джон Мейер (первый имел 18,5 победы, а второй 24 победы в той войне). Именно Иглестон сбил в этом бою самолёт лейтенанта А. А. Зуба, а Джон Мейер сбил самолёт старшего лейтенанта С. А. Барсегяна, а лейтенант - коммандер Поль Паг подбил самолёт старшего лейтенанта В. Ф. Дейнеги, но тот благополучно сел на своём аэродроме.

Что касается "сбитых" Ф-86, то, скорее всего, наши лётчики приняли за дым пожара на самолётах противника форсажный режим двигателей "Сейбров" - ведь это был первый бой лётчиков 2-й эскадрильи с новым противником, и они ещё не знали о технических особенностях двигателей Ф-86 и ошибочно принимали шлейфы дыма при включении форсажного режима работы двигателя за попадание в самолёт противника и "пожар" на нём.

Один из американских самолётов был сбит 27 декабря. Сделали это лётчики из 2-й эскадрильи 177-го ИАП. Взлетевшая в 14:07 шестёрка МиГ-15 капитана М. Я. Фомина вышла в район станции Тейсю, где вели штурмовку нескольких малых групп Ф-80. Разбившись на пары, атаковали с разных сторон действовавших на малой высоте "Шутов". Первой пошла в атаку ведущая пара капитана М. Я. Фомина, которому удалось подловить на выходе из атаки по наземной цели один Ф-80 и с дистанции 200 метров сбить его. Ещё одного "Шута" подловил штурман полка капитан М. Г. Андрюшин и сбил его. Под удар лётчиков 177-го ИАП попали самолеты 25-й АЭ 51-й ИБАГ, и капитану М. Я. Фомину удалось сбить Ф-80 № 49-645, а его пилот Якобc Харрисон хоть и спасся, но попал в плен.

МиГ-15бис майора М.Я.Фомина.

20 января 1951 года противник активизировался в районе Ансю, бросив туда несколько десятков штурмовиков Ф-84 из 27-й авиагруппы под прикрытием Ф-86 из 4-й ИАГ, которые мелкими группами штурмовали военные и гражданские объекты. На их перехват поднялись лётчики 50-й ИАД и 10-го ИАП китайских ВВС.

Но повезло в этот день шестёрке из 2-й эскадрильи 177-го ИАП под командованием капитана М. Я. Фомина, которая в районе Ансю обнаружила четвёрку Ф-80 возле станции Кайсен и вступила с ней в бой. Вот как описывает эту схватку участник боя старший лейтенант А. В. Симатов:

"По команде с ВПУ мы шестёркой ушли в район, где была обнаружена группа штурмовиков противника. Набрав высоту 1000 метров, мы вскоре обнаружили 4 Ф-84, пара атаковала цель, а другая их прикрывала. На прикрывавшую пару пошли Сычёв с Андрюшиным, а мы с Кормилкиным пошли в атаку на другую пару F-84. Но тут я увидел, что на нас пикирует Ф-84, и я доложил о нем ведущему. Когда противник подошёл на дистанцию открытия огня, мой ведущий сделал резкий левый разворот с набором высоты, я за ним. Противник, разогнав скорость, проскочил нас и с большим радиусом стал разворачиваться на нас. Предупредив ведущего, я резко развернулся на противника и встретился с ним на лобовых, после чего резко развернулся влево. Противник правым разворотом развернулся, и снова атака лоб в лоб. При третьем сближении на лобовых мною был замечен МиГ-15, который шёл с курсом перпендикулярно нашему маневру. Быстро предупредил его (им оказался капитан Фомин), и он левым разворотом стал заходить в хвост противника, атаковал его с короткой дистанции и сбил его. Ещё один Ф-84 в этом бою сбил капитан Андрюшин. Наша группа потерь не имела".

На самом деле в этом бою наша группа сначала встретила четвёрку Ф-80, и в бою с ними капитан М. Г. Андрюшин сбил самолет Джека М. Брока из состава 8-й АЭ 49-й ИБАГ, который рухнул возле станции, а его пилот погиб. А вот капитан М. Я. Фомин серьёзно повредил самолёт Шумана Блэка из 25-й АЭ 51-й ИБАГ, которому удалось долететь до авиабазы и посадить свой Ф-80 на "живот", после чего этот "Шутинг Стар" был списан как не подлежащий ремонту.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д