Федотов Фёдор Павлович

Федотов Фёдор Павлович

Родился в 1924 году в селе Русские Сарсы (ныне Чистопольский район Республики Татарстан). С 1941 года в рядах Красной Армии. В 1944 году окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков.

С 3 декабря 1944 года младший лейтенант Ф. П. Федотов на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал в составе 66-го ИАП (329-я ИАД, 4-я ВА), летал на "Аэрокобре". Совершил около 40 боевых вылета, воздушных побед не имел.

Участник войны в Корее с июля 1952 по июль 1953 гг. в должности командира звена 3-й эскадрильи 518-го ИАП (216-я ИАД, 64-й ИАК). В воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника и ещё 1 - повредил.

Затем продолжал службу в рядах ВВС СССР.

Награждён орденами: Ленина (14.07.1953), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (29.04.1945); медалями.


*     *     *

26 сентября 1952 года стычки истребителей обеих сторон произошли в районе Сингисю - Вихен - Сиодзио. С нашей стороны бои вели летчики 216-й ИАД, с американской - пилоты 51-го и 4-го ИАКР. Все три полка 216-й иад в этот день сделали по 2 боевых вылета, и оба с боями.

Лётчики 518-го ИАП совершили 2 боевых вылета, в одном из которых командир звена 3-й эскадрильи полка старший лейтенант Федотов Фёдор Павлович сбил свой первый самолёт противника в небе Кореи. Вот как это было:

"При вылете полка мы эскадрильей шли над Северной Кореей на юг. Вдруг ведущий сделал разворот на 180 градусов на обратный курс, на аэродром. Я увидел, что примерно на нашей высоте на встречных курсах идут "Сейбры". Я предупредил по радио командира, что разворачиваться нельзя. Мы подставляем хвост противнику. Но командир их не видел и не слышал меня. Во время полёта по радио стоял сильный шум, и ничего нельзя было разобрать в эфире, но видеть ведущий был обязан. Наши два звена сделали разворот, а я ушёл вверх и пропустил противника, сделал моментально разворот на 180 градусов со снижением и зашёл в хвост "Сейбрам". С дистанции 200-150 метров дал длинную очередь по правому крайнему "Сейбру", который стал разваливаться. Я от неожиданности даже пригнул голову в кабине, так как навстречу полетели обломки самолёта противника. Остальные самолёты противника со снижением левым разворотом ушли в обратном направлении.

Когда я доложил на КП, что сбил "Сейбр", мне не поверили, так как никто ничего не видел, боя также, в том числе и командир. Ни мне, ни моему ведомому не поверили. Когда же проявили при мне пленку ФКП, то долго искали цель. Дистанция была очень мала, самолёт противника вышел размерами за кадры, а при стрельбе сильная вибрация и цель на пленке как бегущие кадры на телевизоре. В конце концов разобрались в течение 3-х дней. Тогда я приказал техникам расстыковать свой самолёт, так как обломки могли попасть в сопло двигателя. Мою победу доказали. За расстыковку самолёта я получил замечание начальства. Только после этого послали группу поиска в район падения, которая и привезла повторное подтверждение".

В октябре 1952 года американские ВВС в районе Юаньшань прикрывали высадку 2-х больших групп десанта, осуществивших крупномасштабное вторжение на позиции китайских сухопутных войск в районе Шанганьлин. Лётчики сил ООН активно разрушали транспортные коммуникации и усиливали блокаду по реке Цинчуаньцзян. Но в то время ВВС НОАК уже значительно увеличились, к маю 1952 года были сформированы ещё 7 дивизий, из них 3 истребительные и 2 отдельных разведывательных полка. Истребителей в основном перевооружили на МиГ-15бис, они были достойными противниками Ф-86Ф.

Первые столкновения произошли 2 октября в районе населённых пунктов Унзан, Киодзио, Сингисю. Лётчики 878-го ИАП провели воздушный бой во втором боевом вылете в этот день с группой Ф-86 из 51-го ИАКР и потеряли в нём один "МиГ". Его пилот, старший лейтенант Сандаков, спасся на парашюте. Его сбил 1-й лейтенант Френсис Хамфрайс из 39-й АЭ. Однако и советские лётчики в этот день приобрели редкую добычу - сбили истребитель-бомбардировщик "Метеор Мк.8" из состава 77-й АЭ Королевских Австралийских ВВС. Сбил его командир звена 3-й эскадрильи 518-го ИАП старший лейтенант Ф. Ф. Федотов. Вот что он рассказал:

"Когда наши самолёты возвращались на аэродром с боевого задания, моё звено иногда поднимали на "свободную охоту". В одном из таких вылетов, 2 октября, когда наших самолётов в небе не было, я шёл звеном курсом на юг в надежде встретить противника, который также охотился за нами. Вдруг по радио слышу голос командира корпуса генерала Г. А. Лобова, который запросил, кто идёт, а затем сообщил: "Впереди вас уходят "Метеоры" под большим прикрытием. Постарайтесь их догнать". Я усилил наблюдение и вскоре впереди себя и ниже увидел 4 "Метеора", а выше - около 30 "Сейбров". Ну, думаю, влип, - решение нужно принимать моментально, пока меня не обнаружили.

Обычно "Метеоры" очень сильно прикрывали истребители США, если те входили в зону нашей деятельности. Атаковать с ходу нельзя, иначе выскочу вперёд. Решил: надо потерять высоту и остаться на дистанции огня. Сделал "дикий маневр" - резко положил самолёт на левое крыло и вышел в вертикальное пикирование с разворотом на 90 градусов. Нужно было приложить неимоверные физические усилия с применением триммера руля высоты до потемнения в глазах. Но зато я оказался ниже "Метеоров" на дистанции 600-400 метров Мне было легче атаковать снизу правый крайний самолёт в строю. Я дал длинную очередь, самолёт противника завалился на левое крыло, затем опрокинулся на спину и начал падать. Остальные 3 "Метеора" встали в левый вираж. Рой "Сейбров" выше меня зашевелился. Я не думал о том, как буду уходить, а уходить надо. Принял решение боевым разворотом через левое плечо, пробил боевые порядки "Сейбров" и одновременно взял курс на свой аэродром.

"Сейбры" ничего с нами не смогли сделать. Я считаю, это была дерзкая атака с моей стороны. Думаю, командир "Сейбров" без прикрытия не решился нас атаковать, а затем преследовать только потому, что не верил, чтобы рядом была только одна четвёрка "МиГов">, и боялся, что сейчас на него пойдут в атаку другие группы МиГ-15. Мы же выполнили маневр отхода на максимальной скорости (мы во время вылета сектором газа вообще не работали - полный газ со взлёта до посадки) и ушли далеко от "Сейбров". Тут же по радио генерал Лобов подтвердил, что самолёт противника сбит, и поздравил с победой меня и лётчиков звена. Мы втроем сели на свой аэродром Мяогоу".

В этом бою был сбит "Метеор" с № А77-496, в кабине которого погиб английский лётчик-инструктор Оливер Крукшанк, который проходил боевую стажировку в составе 77-й АЭ.

Декабрьские сражения начались со 2-го числа, но в них участвовали только пилоты ОВА и лётчики "Сейбров" из 4-го и 51-го ИАКР. В течение недели американские лётчики и лётчики ОВА выясняли отношения друг с другом. Сражения между ними произошли 2, 3, 4 и 7 декабря. Американцы заявили, что в этих боях их лётчики сбили 11 "МиГов".

Советские лётчики из 216-й ИАД также участвовали в боях 2, 3 и 7-го числа, но это были мелкие стычки, которые закончились без потерь с обеих сторон. Лётчики 32-й ИАД в этот период занимались только прикрытием своих аэродромов и встреч с противником не имели.

Первый результативный бой лётчики корпуса провели только 5 декабря. В этот день отличились лётчики 518-го ИАП из 3-й эскадрильи майора И. Д. Хромова. Выполняя патрульный полёт, они в районе Ансю встретили группу "Сейбров" и вступили с ними в бой, в котором замполит эскадрильи старший лейтенант И. А. Витько сбил один Ф-86, а командир звена капитан Ф. П. Федотов подбил другой (он упал в залив, и ему засчитали этот "Сейбр" как подбитый).

При возвращении на аэродром Мяогоу звено капитана Ф. П. Федотова было наведено в районе Супхун ГЭС на пару Ф-86Ф, выполнявшую разведполёт, атакой сверху капитан Федотов сбил ведущий "Сейбр". Пилот катапультировался и попал в плен - им оказался майор Эндрю Роберт Маккензи из состава Королевских ВВС Канады, проходивший боевую стажировку в составе 4-го ИАКР. Лётчики 518-го ИАП в этих боях потерь не имели.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д