Родился 21 августа 1922 года в селе Загребелье (Тетиевский район Киевской области Украины. С 1 января 1941 года в рядах Красной Армии, окончил военную авиационную школу лётчиков. С 22 декабря 1943 года младший лейтенант Н. Д. Зинченко в действующей армии. Воевал на 2-м Прибалтийском и Ленинградском фронтах в составе 50-го ИАП (315-я ИАД), летал на Ла-5. Совершил 153 боевых вылета, в воздушных боях сбил 1 самолёт противника (20.01.1945 - 1 ФВ-190). Участник войны в Корее с мая по октябрь 1951 года в составе 523-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника (1 Ф-86 и 1 Б-29). 24 октября 1951 года был сбит в воздушном бою, успешно катапультировался и спасся на парашюте, но в результате неудачного приземления получил травмы. Был отправлен в китайский госпиталь, затем эвакуирован в СССР. После излечения продолжал службу в рядах ВВС СССР. С 3 октября 1958 года майор Г. Х. Дьяченко - в запасе. Награждён орденами: Красного Знамени (10.10.1951), Красной Звезды (25.09.1952, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (13.06.1952). * * * 12 октября 1951 года лётчики 303-й ИАД во второй половине дня вылетали на отражение налёта ИБА США. В этом сражении, которое произошло в 16:00 - 16:40 в районе Тейсю - Сюкусен, участвовали все 3 полка дивизии. Основную ударную группу возглавил 18-й ГИАП, а 14 экипажей из 523-го ИАП и ещё 20 экипажей из 17-го ИАП связали боем до 30 истребителей противника. Лётчики 2-й эскадрильи 18-го ГИАП капитана В. Н. Шалева вступили в бой с 12 F-84, которых прикрывали 8 F-86. Лётчики эскадрильи провели скоростную атаку по строю штурмовиков, в которой старший лейтенант В. И. Степанов одержал свою первую победу в небе Кореи, сбив с короткой дистанции один "Тандерджет". В это время 14 МиГ-15 из 523-го ИАП вступили в воздушный бой с передовой группой прикрытия, состоящей из 40 F-86. На помощь им пришли лётчики из 17-го ИАП, и закрутилась карусель боя. Бой распался на отдельные пары и звенья. Вот как описывает этот бой его участник, Дьяченко Григорий Харитонович, замполит 1-й эскадрильи 523-го ИАП: "Нам с Бахаевым попалась одна пара, мы втянулись с ней в маневренный воздушный бой то на восходящих, то на нисходящих спиралях. В глазах тёмные круги, и ни одна сторона не хотела уходить с поля боя первой. После очередного маневра я вышел с восходящей спирали первым и на пикировании с перевернутого положения поймал в прицел F-86, летевший мне навстречу под ракурсом 1/4, я открыл огонь из пушек и только вышел из атаки, как услышал голос ведущего: "Тринадцатый (мой позывной), поздравляю". Я глянул вниз и увидел клубок чёрного дыма, падающего к земле... Да и фотопулемёт также зафиксировал попадание в самолёт противника". В этом бою лётчики 523-го полка сбили ещё 2 "Сейбра", их записали на свой боевой счёт капитан Г. У. Охай и старший лейтенант Д. А. Самойлов. Кроме того, по одному "Сейбру" в этом бою сбили лётчики двух других полков этой дивизии: старший лейтенант Н. Г. Докашенко из 17-го ИАП и капитан Н. В. Бабонин из 18-го ГИАП. Свои потери составили всего один МиГ-15бис. Был подбит 1-м лейтенантом Джозефом Р. Эллисом из 334-й АЭ самолёт капитана Н. В. Бабонина, но он благополучно катапультировался. Это была единственная победа американских лётчиков за 12 октября. Командование 5-го ВФ США признало потерю только одного F-86Е с № 50-0682 из состава 336-й АЭ, пилот которого хоть и дотянул до своей территории, но при вынужденной посадке на "живот" был так разрушен, что его просто списали. Пилот, к счастью, не пострадал. И была подтверждена победа старшего лейтенанта В. И. Степанова, который сбил F-84Е с № 49-2351 из состава 136-й ИБАКР, пилот которого, Френк Казмеч, хоть и спасся, но попал в плен. 23 октября 1951 года последовал очередной мощный налёт американских В-29, целью которого были северокорейские аэродромы Тайсен и Намси. Этот налёт "Крепостей" прикрывался крупным нарядом истребителей 4-го ИАКР и 49-го и 136-го ИБАКР. По данным советских лётчиков, в этом налёте участвовало от 22 до 28 бомбардировщиков В-29 под прикрытием наряда истребителей, количество которых доходило до 100 машин. В отражении налета участвовало 58 истребителей МиГ-15 из 303-й ИАД, которые составляли первый эшелон корпуса и должны были нанести удар по соединению противника, и 26 "МиГов" 324-й ИАД, которые составляли второй эшелон корпуса, задачей которых было наращивание сил и прикрытие выхода из боя лётчиков 303-й ИАД. Однако американцы заявляют, что в этом налёте на аэродром Намси участвовало всего 8 бомбардировщиков В-29 из 307-й БАГ САК под прикрытием 55 F-84 и 34 F-86 и что они подверглись атаке только 44 "МиГов". Американские данные сильно разнятся с советскими данными. Явно было только одно: что противник превосходил силы корпуса. Рассказывает ведомый капитана С. А. Бахаева, участник этого сражения заместитель командира эскадрильи по политической части старший лейтенант Дьяченко Григорий Харитонович Дьяченко: "После перелёта реки Ялуцзян нас встретила большая группа F-86 (до 50 машин), но мы всё же прорвали их заслон. Потом схватились с F-84 - непосредственным прикрытием бомбардировщиков. В круговерти боя наша пара, состоящая из меня и моего командира капитана С. А. Бахаева, увидела пятёрку В-29 между двумя слоями облаков, и все мы ринулись с высоты на неё. Скорость пикирования была предельной, пришлось притормаживать самолёты тормозными щитками. Чтобы уклониться от прицельного огня стрелков В-29, я рыскал носом самолёта то влево, то вправо. Открыл огонь по третьему В-29 из всех пушек, видел попадания в самолёт, а ведущий ударил по среднему В-29. После атаки встретились в верхней полосе облаков. Развернулись и вновь пошли в атаку, которую провели снизу по оставшейся тройке В-29. Ведущий сбил ещё один, а я отбивался от атак истребителей противника. Вскоре мы благополучно вернулись на аэродром. В этом сражении, согласно данным экипажей и фотоконтроля с ФКП, лётчиками дивизии было сбито около 20 бомбардировщиков и истребителей противника. Но командир корпуса генерал Г. А. Лобов не поверил этим данным, заметив, что слишком много, и засчитал победы не всем лётчикам, в том числе и мне. Но когда передали официальные данные, что из 28 В-29 вернулись на свои базы только с десяток, из которых часть разбилась при посадке, то засчитали победы всем, и мне тоже". 24 октября наши лётчики дважды вылетали на отражение налётов авиации США. При ведении воздушного боя с самолётами F-86 и "Метеор" в районе 20 км южнее Ансю старший лейтенант Дьяченко вёл прицельный огонь по самолёту "Метеор". При этом, Дьяченко сзади снизу внезапно был атакован двумя самолётами F-86. Его "МиГ" получил повреждения управления, из-за неуправляемости самолёта Дьяченко с высоты 5000 м катапультировался. Приземлился на "пятачок" среди склонов высоких гор и при ударе о землю потерял сознание. Очнулся от стрельбы и разрывов пуль. Корейские солдаты, приняв Дьяченко за американского пилота, начали стрелять в него. Лётчик с трудом отстегнул парашют и ползком спрятался за ближайший валун. Но вскоре огонь прекратился благодаря вмешательству китайских добровольцев, которые подошли к месту стрельбы и подобрали Дьяченко. Перевязав, они перенесли его в бункер командующего КНД в Корее генерала Пен Де Хуая. На следующий день лётчика отвезли через Аньдун в китайский госпиталь, а потом отправили в Москву. Старший лейтенант Г. Х. Дьяченко, который до этого боя уже одержал 2 победы в небе Кореи, был сбит командиром 335-й АЭ полковником Гаррисоном Тингом, именно ему принадлежит единственная победа "Сейбров" в этот день. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д