Дубино Прокопий Сергеевич

Фото не найдено

В конце 1951 года назрела проблема смены лётного состава 64-го ИАК, который физически и морально устал от ежедневных боев с максимальными нагрузками на лётчика. Командованием ВВС СССР было решено в начале 1952 года сменить авиачасти, входящие в 64-й ИАК, свежими авиадивизиями из Союза.

Первой прибыла из Подмосковья 97-я ИАД ПВО под командованием полковника Героя Советского Союза Шевцова Александра Григорьевича, в состав которой входили 2 старейших полка ПВО: 16-й ИАП под командованием полковника Героя Советского Союза Кузнецова Николая Фёдоровича и 148-й Гвардейский ИАП ПВО под командованием полковника Мохнаткина. Оба полка дивизии отличились в годы Великой Отечественной войны, защищая Москву и другие города России от налётов фашистской авиации. Дивизия прибыла в конце декабря 1951 года в Китай, и уже в начале января 1952 года лётный состав дивизии получил самолёты от убывавшей в Союз 324-й ИАД, а также весь технический состав дивизии Кожедуба, так как прибыл без него и начал облёт района боевых действий под прикрытием лётчиков 303-й ИАД. Ввод в бой состоял из 3 - 5 полётов в район боевых действий (без вступления в бой) и выступлений в полках дивизии наиболее опытных пилотов 324-й ИАД.

Первые боевые вылеты полки осуществили 16 января. В этот день 16-й ИАП в составе 28 машин осуществил облёт района боевых действий, во время которого была встреча с 16 F-86, но обе группы мирно разошлись без боя. Оба полка дивизии базировались на аэродроме Аньдун.

В бой лётчики 97-й ИАД вступили в середине января 1952 года, но первые победы оба полка одержали только 3 февраля 1952 года. Первыми отличились лётчики 16-го ИАП, в частности командир звена 2-й АЭ старший лейтенант А. Н. Иванов, сбивший в скоротечном бою один F-86. Это был полковой вылет в составе всех 3-х эскадрилий, и бой был с большой группой F-86. Хотя победа была на стороне лётчиков 16-го полка, многие самолёты привезли пробоины из этого первого боя.

В этот же день отличились и лётчики 148-го ГИАП. В утреннем полковом вылете в районе 11 часов, в составе всех 3-х АЭ: впереди шла 1-я, за ней - 2-я, а чуть сзади и с превышением - 3-я. Встреча с противником произошла в районе Пхеньян. Звено "Сейбров" (всего было 12 F-86) обнаружило летящие общей группой 1-ю и 2-ю АЭ и попыталось зайти им в хвост, не видя, что сверху сзади идёт ещё восьмёрка "МиГов". Тем самым "Сейбры" сами поставили себя под удар, чем незамедлительно воспользовались лётчики 3-й АЭ и в свою очередь сверху атаковали "Сейбры". Обстреляли и сбили один из них, остальные пикированием вышли из боя. Победу одержал командир звена Гвардии капитан П. С. Дубино. Как вспоминал сам Прокопий Сергеевич, почему-то командир их эскадрильи Дудниченко не атаковал противника, возможно, не видел. А вот Дубино увидел ближайший "Сейбр", отклонился от строя эскадрильи, атаковал и сбил его. Сбит был F-86Е с № 50-644 из состава 25-й АЭ - его пилот Джон Хэтчит погиб.

Так лётчики 97-й ИАД открыли боевой счёт победам в небе Кореи. Однако серьёзные бои были ещё впереди, так как, по заявлению самих лётчиков 97-й ИАД, американцы хорошо были осведомлены о том, что в 64-м ИАК произошла смена лётного состава, и как бы приглядывались и изучали нового противника, не зная, что он собой представляет. Отсюда и осторожность американцев в первых боях с лётчиками 97-й и 190-й ИАД.

25 мая состоялся крупный налёт как ИБА ВВС США, так и палубной авиации ВМФ США на коммуникации КНА и КНД в районе Ансю. На отражение налёта небольших групп штурмовиков противника были подняты группы "МиГов" из 256-го и 821-го ИАП, а также летчики 97-й ИАД. На одну из групп "Тандерджетов" была наведена группа "МиГов" из 148-го ГИАП, которые удачно атаковали штурмовики, сбив 2 из них, другие отогнали в залив. Одно из звеньев полка вёл капитан П. С. Дубино, который обнаружил, как группа F-84 штурмует железнодорожную станцию. Тут наш лётчик допустил ошибку, чуть не стоившую ему жизни: он подошёл к одному из "Тандерджетов", оторвавшись от своего звена и пристроившись к одному из F-84, и так ударил по нему, что тот взорвался в воздухе. Тут сработала интуиция, и Дубино обернулся назад, а там уже сидел "Сейбр", готовый открыть огонь. Резким маневром он вывернулся из-под удара и в одиночку вернулся на свой аэродром.

3 февраля 1952 года отличились лётчики 148-го ГИАП. В утреннем полковом вылете, в районе 11 часов, в составе всех 3-х эскадрилий: впереди шла 1-я, за ней - 2-я, а чуть сзади и с превышением шла 3-я АЭ полка. Встреча с противником произошла в районе Пхеньян. Звено "Сейбров" (всего было 12 F-86) обнаружило летящие общей группой 1-ю и 2-ю аэ и попыталось зайти им в хвост, не видя, что сверху сзади идёт ещё восьмёрка "МиГов". Тем самым "Сейбры" сами поставили себя под удар, чем незамедлительно воспользовались лётчики 3-й АЭ и в свою очередь сверху атаковали "Сейбры". Обстреляли и сбили один из них, остальные пикированием вышли из боя. Победу одержал командир звена Гвардии капитан П. С. Дубино. Как вспоминал сам Прокопий Сергеевич, почему-то командир их эскадрильи Дудниченко не атаковал противника, возможно, не видел. А вот Дубино увидел ближайший "Сейбр", отклонился от строя эскадрильи, атаковал и сбил его (это был F-86Е с № 50-644 из состава 25-й АЭ - его пилот Джон Хэтчит погиб).

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д