Чуркин Пётр Захарович

Чуркин Пётр Захарович

Родился 22 июня 1923 года в селе Волчанка (Колдыбанский район Саратовской области). С 15 августа 1941 года в рядах Красной Армии, призван Кировским РВК (города Ташкента, Узбекская ССР). Окончил военную авиационную школу лётчиков и был направлен в 5-й ЗАП (1-я ЗАБР, Приволжский военный округ).

Участник Великой Отечественной войны с января 1945 года в должности лётчика 190-го ШАП (214-я ШАД, 15-я Воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт). Совершил 5 боевых вылетов на Ил-2, воздушных побед не имел.

Участник войны в Корее с июня 1951 по февраль 1952 гг. в составе 523-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника типа Ф-84 (10.09.1951).

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 13 октября 1966 года майор П. З. Чуркин - в запасе.

Награждён орденами: Красной Звезды (02.06.1945, 10.10.1951, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951).


*     *     *

10 сентября 1951 года между 16 и 17 часами дня в районе Дзюнсен произошёл воздушный бой, когда американцы предприняли налёт, который осуществляли истребители-бомбардировщики Ф-84. Сначала в 16:14 в районе Дзюнсен группа из 14 "МиГов" 523-го ИАП встретила группу из 18 Ф-84 из состава 8-й АЭ 49-й ИБАГ и просто разгромила её, пользуясь отсутствием прикрытия из "Сейбров". Отличились в бою с "Тандерджетами" лётчики: капитаны Г. У. Охай, Д. В. Мазилов и старшие лейтенанты Д. А. Самойлов (это его 2-я победа за этот день), И. И. Яковлев и П. З. Чуркин, без своих потерь. Через 10 минут в районе Дзюнсен вылетевшая чуть позже основной группы 1-я эскадрилья 523-го полка под командованием майора А. П. Трефилова в составе 10 экипажей перехватила группу из 8 Ф-80, и майору А. П. Трефилову удалось один из них подбить - остальные тут же покинули данный район.

Вылетевшая на усиление в 16:29 группа из 22 "МиГов" 17-го ИАП уже противника в данном районе не встретила - налёт был успешно отбит. Бой истребителей был в этот раз не столь ожесточённым, можно даже сказать, шёл вяло, так как после больших потерь в предыдущем бою у лётчиков "Сейбров" резко упала боевая активность. Никаких потерь лётчики 64-го корпуса в этих боях не понесли.

Американцы не признают потерь среди Ф-84 и Ф-80 в этот день, заявив в свою очередь, что пилотам "Тандерджетов" в этот день удалось даже повредить 4 (!) МиГ-15, хотя точно известно, что ни один "МиГ" корпуса в этот день не имел повреждений. В сражении "Сейбров" с "МиГами" американцы признают потерю только одного своего Ф-86А с № 48-256 из состава 334-й АЭ, а его пилот 2-й лейтенант Джон Бурке дотянул до моря, где и покинул свой подбитый "Сейбр" - его вскоре подобрал поисковый гидросамолет ВМС США. Его сбил старший лейтенант Шаталов, а вот Суровикин и Самойлов не сбили, а только повредили 2 Ф-86А с № 49-1227 и с № 49-1139, которые благополучно добрались до своей базы в Кимпо и через некоторое время были восстановлены. Австралийское командование также не подтверждает потерю своего "Метеора" в этот день. Однако как бы ни скрывали свои потери представители ВВС США и Австралии, но поле боя осталось за "МиГами", которые в очередной раз отбили налёты истребителей-бомбардировщиков ВВС США и нанесли им при этом потери.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д