Родился 3 марта 1921 года в городе Узловая (Тульская область). В 1938 году окончил 9 классов школы в родном городе. С марта 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, после чего был сначала лётчиком-инструктором Тбилисской военной авиационной школы лётчиков, затем командиром звена Руставской военной авиационной школы пилотов. С апреля 1944 года на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на 1-м Белорусском фронте, был заместителем командира эскадрильи 53-го Гвардейского ИАП, летал на "Аэрокобре". Совершил 71 боевой вылет, провёл 12 воздушных боёв, лично сбил 1 самолёт противника (26.04.1945 - ФВ-190). После окончания войны стал командиром эскадрильи сначала в том же полку, затем в 72-м Гвардейском ИАП. Освоил самолёты Як-15 и МиГ-9. Участвовал в первом авиационном параде реактивных самолётов в небе Москвы в 1947 году. Участник Корейской войны с ноября 1950 года по апрель 1951 года в составе 72-го Гвардейского ИАП. Летал на МиГ-15, лично сбил 2 самолёта ВВС США (09.11.1950 - Б-29 и 10.11.1950 - Ф-80). В 1955 году окончил Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС, после чего командовал сначала 196-м ИАП ПВО, затем 297-й ИАД ПВО. 13 июля 1960 года полковник А. З. Бордун был назначен начальником отдела боевой подготовки и боевого применения 27-го ИАК ПВО, но 10 дней спустя уволен в запас. Жил в городе Смоленске, работал сначала на Смоленском авиационном заводе, затем в системе Гражданского Воздушного Флота. Умер 22 мая 2011 года, похоронен на Новом кладбище Смоленска. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (08.02.1945, ...), Александра Невского (04.06.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (трижды); медалями. Из фотоматериалов разных лет:
* * * 9 ноября 1950 года, в начале 10 часов утра, в район Сингисю ушла шестёрка МиГ-15 из 72-го ГИАП под командованием майора А. З. Бордуна. В этом районе ею был обнаружен одиночный В-29 в сопровождении 16 F-80. Звено старшего лейтенанта А. Родионова сковало боем истребителей прикрытия, а пара Бордуна поочередно атаковала В-29. Сначала бомбардировщик (скорее всего, это был разведчик RB-29 из 31-й АЭ стратегической разведки) атаковал ведомый старший лейтенант А. М. Дымченко и с дистанции сначала 1000 - 800 метров, а затем и 400 метров обстрелял В-29. Затем его атаковал майор Бордун и с дистанции 400 - 300 метров ещё раз обстрелял эту "Сверхкрепость". Были видны вспышки разрывов снарядов на В-29. После этого на самолёте загорелись левые двигатели. Затем Дымченко снова атаковал и добил В-29, на бомбардировщике появилось пламя, и стрелки уже не вели огонь по самолёту Дымченко, и вскоре горящий В-29 упал на землю. Звено старшего лейтенанта А. Родионова также удачно провело бой с двумя восьмёрками F-80, не допустив их к паре Бордуна, и предположительно сбили один "Шутинг стар", правда, он не был засчитан полку. У нас в этом бою потерь не было. Согласно американским данным, подбитый Бордуном и Дымченко RB-29, совершив вынужденную посадку, разбился - погибло 5 человек. Экипаж RB-29, сбитого нашими "МиГами" 9 ноября 1950 года. Утром 10 ноября в 9:08 из Мукдена ушли на отражение налёта противника в район Аньдуня 6 МиГ-15 из 72-го ГвИАП под командованием майора А. З. Бордуна. При выполнении группой левого разворота в районе цели старший лейтенант А. М. Дымченко увидел на высоте 4000 метров один В-29 и сообщил об этом по радио. Группа по команде ведущего начала сближение для атаки. В этот момент был обнаружен второй В-29, который, сбросив бомбы, с правым разворотом начал уходить в сторону залива. При попытке атак первого В-29 группа Бордуна была сверху, сзади, справа и слева атакована двумя четвёрками F-80. Выйдя из-под удара левым боевым разворотом, Бордун сзади под ракурсом 1/4 атаковал одну из четвёрок и с дистанции 600 метров сбил один F-80. Тут в район боя подошли 3 восьмёрки F-80, и первая пыталась атаковать пару Дубровина, но он вышел из-под удара и в свою очередь атаковал восьмёрку F-80 на встречных курсах огнём с дистанции 1000 метров. Вскоре группа по приказу ведущего со снижением вышла из боя. Противник их не преследовал. По разрешению ВПУ группа вернулась на свой аэродром. 24 марта 1951 года лётчики 151-й ГИАД провели очередной воздушный бой. Вот как описывает его майор А. З. Бордун: "Тогда мы вылетели восьмёркой, одно звено вёл я, а второе - майор В. П. Афонин. В районе Аньдуня, а вернее, в 50 км севернее его, над территорией Северной Кореи встретились сначала с 12 F-86, а затем подошла ещё восьмёрка F-86. На высоте 12 км завязали с ними бой. В ходе боя пара Афонина пошла за парой "Сейбров" резко вверх, при этом ведомый Афонина старший лейтенант Ю. П. Савинов сорвался в штопор, из которого вышел под облаками на высоте 3000 метров. Но здесь его подловили "Сейбры" и сбили, а Афонин был увлечён атакой за "Сейбром" и не успел прийти на помощь Савину. В ходе этого боя пара "Сейбров" зажала самого Афонина, и, выручая его, я атаковал их и сбил одного из них. Вскоре у участников боя стало заканчиваться горючее, и обе стороны вышли из боя". Гвардии старший лейтенант Савинов упал вместе с самолётом и погиб в этом бою, но, по другим высказываниям, его в этом бою "Сейбры" не сбивали, а он сам не смог вывести машину из штопора и врезался в землю. Возможно, поэтому 1-му лейтенанту Ричарду С. Бекеру из 334-й АЭ 4-го ИАК ВВС США и не была засчитана эта победа, так как американские пилоты не видели падения "МиГа" Савинова в облаках, поэтому не доложили о своей победе. Как бы там ни было, а эта была единственная потеря лётчиков 151-й ГИАД в боях с "Сейбрами" 4-го ИАКР за весь март 1951 года, не считая повреждений в боях с "Сейбрами" 2-х самолётов, которые были восстановлены. Гвардии майору А. З. Бордуну победа 24 марта засчитана не была, но участник этого боя Гвардии капитан А. Е. Санин в своих воспоминаниях подтвердил, что в этом бою действительно был сбит "Сейбр", правда, не помнит, кто его завалил в круговерти боя. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д