Бордун Анатолий Зиновьевич

Бордун Анатолий Зиновьевич

Родился 3 марта 1921 года в городе Узловая (Тульская область). В 1938 году окончил 9 классов школы в родном городе. С марта 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, после чего был сначала лётчиком-инструктором Тбилисской военной авиационной школы лётчиков, затем командиром звена Руставской военной авиационной школы пилотов.

С апреля 1944 года на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в боях на 1-м Белорусском фронте, был заместителем командира эскадрильи 53-го Гвардейского ИАП, летал на "Аэрокобре". Совершил 71 боевой вылет, провёл 12 воздушных боёв, лично сбил 1 самолёт противника (26.04.1945 - ФВ-190).

После окончания войны стал командиром эскадрильи сначала в том же полку, затем в 72-м Гвардейском ИАП. Освоил самолёты Як-15 и МиГ-9. Участвовал в первом авиационном параде реактивных самолётов в небе Москвы в 1947 году.

Участник Корейской войны с ноября 1950 года по апрель 1951 года в составе 72-го Гвардейского ИАП. Летал на МиГ-15, лично сбил 2 самолёта ВВС США (09.11.1950 - Б-29 и 10.11.1950 - Ф-80).

В 1955 году окончил Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС, после чего командовал сначала 196-м ИАП ПВО, затем 297-й ИАД ПВО. 13 июля 1960 года полковник А. З. Бордун был назначен начальником отдела боевой подготовки и боевого применения 27-го ИАК ПВО, но 10 дней спустя уволен в запас. Жил в городе Смоленске, работал сначала на Смоленском авиационном заводе, затем в системе Гражданского Воздушного Флота. Умер 22 мая 2011 года, похоронен на Новом кладбище Смоленска.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (08.02.1945, ...), Александра Невского (04.06.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (трижды); медалями.



Из фотоматериалов разных лет:

Бордун Анатолий Зиновьевич Бордун Анатолий Зиновьевич Бордун Анатолий Зиновьевич Бордун Анатолий Зиновьевич


*     *     *

9 ноября 1950 года, в начале 10 часов утра, в район Сингисю ушла шестёрка МиГ-15 из 72-го ГИАП под командованием майора А. З. Бордуна. В этом районе ею был обнаружен одиночный В-29 в сопровождении 16 F-80.

Звено старшего лейтенанта А. Родионова сковало боем истребителей прикрытия, а пара Бордуна поочередно атаковала В-29. Сначала бомбардировщик (скорее всего, это был разведчик RB-29 из 31-й АЭ стратегической разведки) атаковал ведомый старший лейтенант А. М. Дымченко и с дистанции сначала 1000 - 800 метров, а затем и 400 метров обстрелял В-29.

Затем его атаковал майор Бордун и с дистанции 400 - 300 метров ещё раз обстрелял эту "Сверхкрепость". Были видны вспышки разрывов снарядов на В-29. После этого на самолёте загорелись левые двигатели. Затем Дымченко снова атаковал и добил В-29, на бомбардировщике появилось пламя, и стрелки уже не вели огонь по самолёту Дымченко, и вскоре горящий В-29 упал на землю.

Американский самолёт RB-29.

Звено старшего лейтенанта А. Родионова также удачно провело бой с двумя восьмёрками F-80, не допустив их к паре Бордуна, и предположительно сбили один "Шутинг стар", правда, он не был засчитан полку. У нас в этом бою потерь не было.

Согласно американским данным, подбитый Бордуном и Дымченко RB-29, совершив вынужденную посадку, разбился - погибло 5 человек.

RB-29 сбитый 9.11.1950.

Экипаж RB-29, сбитого нашими "МиГами" 9 ноября 1950 года.

Утром 10 ноября в 9:08 из Мукдена ушли на отражение налёта противника в район Аньдуня 6 МиГ-15 из 72-го ГвИАП под командованием майора А. З. Бордуна. При выполнении группой левого разворота в районе цели старший лейтенант А. М. Дымченко увидел на высоте 4000 метров один В-29 и сообщил об этом по радио. Группа по команде ведущего начала сближение для атаки. В этот момент был обнаружен второй В-29, который, сбросив бомбы, с правым разворотом начал уходить в сторону залива. При попытке атак первого В-29 группа Бордуна была сверху, сзади, справа и слева атакована двумя четвёрками F-80. Выйдя из-под удара левым боевым разворотом, Бордун сзади под ракурсом 1/4 атаковал одну из четвёрок и с дистанции 600 метров сбил один F-80.

Тут в район боя подошли 3 восьмёрки F-80, и первая пыталась атаковать пару Дубровина, но он вышел из-под удара и в свою очередь атаковал восьмёрку F-80 на встречных курсах огнём с дистанции 1000 метров. Вскоре группа по приказу ведущего со снижением вышла из боя. Противник их не преследовал. По разрешению ВПУ группа вернулась на свой аэродром.

МиГ-15бис майора А. З. Бордуна

24 марта 1951 года лётчики 151-й ГИАД провели очередной воздушный бой. Вот как описывает его майор А. З. Бордун:

"Тогда мы вылетели восьмёркой, одно звено вёл я, а второе - майор В. П. Афонин. В районе Аньдуня, а вернее, в 50 км севернее его, над территорией Северной Кореи встретились сначала с 12 F-86, а затем подошла ещё восьмёрка F-86. На высоте 12 км завязали с ними бой. В ходе боя пара Афонина пошла за парой "Сейбров" резко вверх, при этом ведомый Афонина старший лейтенант Ю. П. Савинов сорвался в штопор, из которого вышел под облаками на высоте 3000 метров. Но здесь его подловили "Сейбры" и сбили, а Афонин был увлечён атакой за "Сейбром" и не успел прийти на помощь Савину. В ходе этого боя пара "Сейбров" зажала самого Афонина, и, выручая его, я атаковал их и сбил одного из них. Вскоре у участников боя стало заканчиваться горючее, и обе стороны вышли из боя".

Гвардии старший лейтенант Савинов упал вместе с самолётом и погиб в этом бою, но, по другим высказываниям, его в этом бою "Сейбры" не сбивали, а он сам не смог вывести машину из штопора и врезался в землю. Возможно, поэтому 1-му лейтенанту Ричарду С. Бекеру из 334-й АЭ 4-го ИАК ВВС США и не была засчитана эта победа, так как американские пилоты не видели падения "МиГа" Савинова в облаках, поэтому не доложили о своей победе. Как бы там ни было, а эта была единственная потеря лётчиков 151-й ГИАД в боях с "Сейбрами" 4-го ИАКР за весь март 1951 года, не считая повреждений в боях с "Сейбрами" 2-х самолётов, которые были восстановлены.

Гвардии майору А. З. Бордуну победа 24 марта засчитана не была, но участник этого боя Гвардии капитан А. Е. Санин в своих воспоминаниях подтвердил, что в этом бою действительно был сбит "Сейбр", правда, не помнит, кто его завалил в круговерти боя.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д