Родился 1 августа 1923 года в станице Березанская (Выселковский район Краснодарского края). С 1940 года учился в 10 классе спецшколы города Краснодара. С 9 августа 1941 года в рядах Красной Армии, призван Выселковским РВК. Был направлен в 21-ю Военную авиационную школу первоначального обучения (город Махачкала), а в 1942 году - в Качинскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в ноябре 1947 года и был направлен в состав 29-го Гвардейского ИАП, где вскоре освоил реактивную технику. Весной 1950 года вместе с полком был направлен в Правительственную командировку (в Китай). Участвовал в обороне с воздуха города Шанхай от налётов Гоминдановской авиации. Осенью 1950 года 29-й Гвардейский ИАП вошёл в состав 50-й ИАД, формировавшейся в КНР на Ляодунском полуострове. В составе этой авиадивизии участвовал в Корейской войне с декабря 1950 по февраль 1951 гг. В небе Кореи совершил 28 боевых вылетов, провёл 9 воздушных боёв и сбил лично 3 самолёта ВВС США. Сам был подбит в воздушном бою 19.12.1950 года, но благополучно долетел до своего аэродрома и посадил самолёт. За бои в небе Кореи награждён орденом Красного Знамени и медалью "За оборону Шанхая" (КНР). После возвращения в Советский Союз, в феврале 1951 года был назначен заместителем командира эскадрильи по политчасти. В 1952 году направлен на учёбу в Академию ВВС. По состоянию здоровья в 1955 году был списан с лётной работы и далее служил на различных штабных должностях (его последняя должность - заместитель начальника штаба корпуса ПВО). С 12 февраля 1974 года Гвардии полковник В. Р. Бондаренко - в запасе. Награждён орденами: Красного Знамени (12.05.1951), Красной Звезды (30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951). * * * Довольно напряжённым для лётчиков 29-го ГИАП стал день 9 декабря 1950 года, когда они совершили 5 боевых вылетов на перехват самолётов противника. В 14:10 вылетело звено капитана Перекреста из 3-й эскадрильи. В районе станции Сенсен они обнаружили звено штурмовиков Ф-80. Однако пилоты "Шутинг Старов" были начеку, вовремя обнаружили противника и, используя складки местности, ушли из-под атаки "МиГов". Через несколько минут наши лётчики обнаружили другое звено Ф-80, которое направлялось к станции, и удачно зашли им в хвост. Ведущая пара в составе капитана Перекреста и его ведомого лейтенанта В. Р. Бондаренко удачно сблизилась на короткую дистанцию с крайним в звене "Шутом" и одновременно открыла огонь по нему, который загорелся и упал в районе станции Сяренкан. Остальные самолёты противника тут же убрались из данного района. Победу над Ф-80, по данным фотоконтроля, отдали ведомому лётчику лейтенанту В. Р. Бондаренко. Американская сторона на этот раз признала потерю 2-х своих самолётов: утром один Ф-80 из состава 8-й АЭ 49-го ИБАКр сбил капитан А. И. Перекрест, лётчик которого погиб. Кроме того, американцы сообщают о потере при посадке на палубу авианосца палубного Ф9Ф-2Б "Пантеры" из состава эскадрильи VF-31. Скорее всего, это был тот самый Ф-80, который повредил в бою старший лейтенант И. Ф. Гречко, и именно с "Пантерами" вели бой лётчики звена капитана Науменко в этот раз, а не с "Шутинг Старами". В воздухе эти машины были очень похожи, и наши лётчики часто путали эти самолёты. Большое сражение в районе Ансю произошло 21 января 1951 года, когда на перехват многочисленных групп штурмовиков вылетело около 30 МиГ-15 - были подняты в воздух группы "МиГов" из состава всех 3-х полков 50-й ИАД. В первом же боевом вылете в 7:34 на боевое задание ушла шестёрка МиГ-15 из состава 3-й эскадрильи 29-го ГИАП. В районе Ансю встретила звено Ф-84 и провела с ним воздушный бой, в ходе которого лётчики звена капитана А. И. Перекреста вели огонь по "Тандерджетам". Но на земле выяснилось, что лучшие данные фотоконтроля были у лейтенанта В. Р. Бондаренко, которому и записали один сбитый Ф-84. На самом деле в этом бою лётчики капитана Перекреста дрались с Ф-80 из состава 49-й ИБАГ, и лейтенанту В. Р. Бондаренко удалось подбить самолёт Ирвинга Босвелла, которому удалось долететь до своей территории, а затем покинуть свою машину, так как в пробитых баках уже не оставалось топлива. Список известных воздушных побед В. Р. Бондаренко:
(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д