Родился 2 мая 1915 года в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). С 13 декабря 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней инструктором-лётчиком. Участник войны в Корее с декабря 1950 по февраль 1951 гг. в составе 29-го Гвардейского ИАП (50-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника (1 Б-29 и 2 Ф-84). Затем продолжал службу в рядах ВВС СССР. С 14 июня 1960 года Гвардии подполковник И. Ф. Богатырёв - в запасе. Награждён орденами: Ленина (12.05.1951), Красного Знамени (09.03.1956), Красной Звезды (22.02.1955, 26.10.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (23.02.1945, 15.11.1950). * * * 6 декабря 1950 года группа из 5 В-29 направилась к северокорейскому аэродрому в районе Сингисю. На перехват была поднята группа из 6 МиГ-15 1-й эскадрильи 29-го ГИАП под командованием С. И. Науменко. В районе 13 часов они на высоте 6000 метров обнаружили группу В-29. Сделал это лейтенант А. С. Минин, который обнаружил уходившую пятёрку В-29 и доложил об этом ведущему. Тот же, не видя цели, приказал Минину идти в атаку и обозначить цель, тем более что у Минина из всей группы не было ПТБ. Минин атаковал В-29 с короткой дистанции, поджёг ему 2 мотора, и тот горящим стал падать на землю. Минин был вынужден выйти из боя и идти на аэродром, так как у него кончалось горючее, а разгром группы В-29 довершила четвёрка Науменко, которая подожгла ещё 2 В-29 (отличились Науменко и И. Ф. Богатырёв). Большое сражение в районе Ансю произошло 21 января 1951 года, когда на перехват многочисленных групп штурмовиков вылетело около 30 МиГ-15 - были подняты в воздух группы "МиГов" из состава всех 3-х полков 50-й ИАД. В 9:10 с большой группой F-84 встретилась в районе Ансю шестёрка МиГ-15 из 1-й эскадрильи 29-го ГИАП. В этом бою лётчики капитан И. Ф. Богатырёв и старший лейтенант Н. Ф. Гречко сбили 2 F-84. Но пиком январских боёв в небе Кореи стало сражение над Сингисю 23 января. Обозлённые большими потерями, лётчики 27-й авиагруппы ВВС США решили показать свою мощь и в полном составе вылетели в район Аньдуня. Подходя со стороны залива, 24 F-84 (по другим данным, их было 48) пересекли границу КНР и направились к аэродрому Аньдун. В 7:10 с аэродрома Аньдун в воздух последовательно ушли 28 МиГ-15, и среди них 20 из 29-го ГИАП. Завязался ожесточённый воздушный бой, в котором сошлись около 80 самолётов с обеих сторон. Первой ушла по тревоге шестёрка "МиГов" из состава 2-й АЭ под командованием капитана В. Н. Крымского, и именно они первыми обнаружили первую группу из 8 "Тандерджетов", которые, нарушив границу КНР, направлялись к авиабазе Аньдун, которая располагалась непосредственно напротив Сингисю, но на другом берегу реки Ялуцзян. Видимо, данная группа противника должна была обеспечить действия подходившей основной ударной группы. Группа капитана Крымского вступила в бой с этой восьмёркой F-84, и довольно удачно, так как вскоре капитану Г. П. Чумакову удалось сбить один из "Тандерджетов". В этот момент в район боя подошла основная группа противника, и всё пространство было занято самолётами противника, и шестёрка "МиГов" просто растворилась среди самолётов врага. Но это преимущество длилось не больше минуты, так как сначала в район боя подошла шестёрка "МиГов" из 1-й АЭ под командованием капитана П. И. Орлова, а ещё через минуту подошла ещё восьмёрка "МиГов" 3-й АЭ под командованием капитана И. И. Юркевича. В небе крутилась гигантская "карусель" из нескольких десятков машин. Несколько "МиГов" было обстреляно "Тандерджетами" на взлёте, при этом 2 "МиГа" были подбиты, и они были вынуждены сесть на аэродром, не вступив в бой. Были подбиты самолёты капитана Жандарова и старшего лейтенанта А. Ф. Андрианова, самолёт последнего получил 3 пробоины в двигатель. "МиГ" Андрианова был бы сбит, так как в него вцепились 2 F-84, но его спасла пара капитана Глинского, который атаковал пару "Тандерджетов" и сбил один из них, другой ушёл крутым виражом из-под атаки. Героически сражался в этом бою капитан Г. М. Гребёнкин, но его зажала четвёрка F-84 и сбила, - капитан Гребёнкин не успел спастись, эта была единственная потеря полка в этом бою и последняя в этой войне. Но лётчики 29-го ГИАП с лихвой отплатили врагу за свою потерю: они сбили 8 F-84 и подбили 2 - 3 машины противника. Правда, полку было засчитано только 6 побед, которые одержали лётчики П. И. Орлов, И. Ф. Богатырёв, А. К. Курносов, А. Рязанов, Г. П. Чумаков и А. И. Перекрест. Ещё 2 "Тандерджета" были сбиты лётчиками Ю. И. Глинским и Г. М. Гребёнкиным, но им по разным причинам эти победы не засчитаны. Американские лётчики из 522-й и 523-й АЭ из 27-й авиагруппы заявили, что сбили 4 "МиГа", причём 2 победы на свой счёт записал лейтенант Е. Крэгг, а 2 другие одержали капитаны Аллен Макгуайр и Уильям У. Слоутер. Предположительно они сбили ещё 3 МиГ-15. По американским данным, в этом сражении принимали участие 8 экипажей штурмовиков F-80 из состава 8-й ИБАГ, а их действия обеспечивали 24 экипажа F-84 "Тандерджет" из состава 27-й ИАГ. Причем, по данным американской стороны, они в этом сражении потеряли только лишь один самолёт F-80 из 80-й АЭ, лётчик которого погиб. Эти данные, относительно понесённых американской стороной потерь, вызывают большое сомнение в их достоверности, зная, как болезненно относится американское командование к таким потерям и старательно их скрывает. Это был последний бой в небе Кореи лётчиков 29-го ГИАП, так как 24 января полк перелетел в Аньшань, где сдал свои "МиГи" другому советскому полку, недавно прибывшему в Китай, а лётный состав затем убыл на отдых на Ляодунский полуостров. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д