Родился 27 декабря 1922 года в селе Ерёменка (Ефремовский район Тульской области). С 14 января 1941 года в рядах Красной Армии, призван Ленинским РВК (города Москвы). В том же году окончил военную авиационную школу лётчиков. С 6 декабря 1941 года сержант Н. В. Бабонин в действующей армии. По январь 1942 года воевал в составе 65-го ШАП. С марта 1942 года года - в 767-м ИАП (122-я ИАД ПВО). Летал на "Харрикейне", Як-7 и Як-9. 5 августа 1942 года был легко ранен. К январю 1945 года командир звена 767-го истребительного авиационного полка (122-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт ПВО) младший лейтенант Н. В. Бабонин совершил 62 боевых вылета, провёл 9 воздушных боёв, сбил в составе пары 1 самолёт противника. Участник войны в Корее с 8 мая 1951 по 24 февраля 1952 гг. в составе 18-го Гвардейского ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 4 самолёта противника. Сам дважды был сбит в воздушных боях (12.10.1951 и 20.01.1952), оба раза благополучно катапультировался. Затем продолжал служить в ВВС. С 29 мая 1959 года Гвардии майор Н. В. Бабонин - в запасе. Умер 22 июня 1972 года. Награждён орденами: Красного Знамени (17.12.1951), Красной Звезды (06.11.1944, 10.10.1951, 30.12.1956); медалями, в том числе "За отвагу" (14.07.1943) и "За боевые заслуги" (17.05.1951). * * * 25 июня 1951 года лётчикам 64-го ИАК удалось только один раз встретиться с противником. Эта встреча произошла в 8:50 в районе Сенсена, когда полковая группа из 28 "МиГов" 18-го ГИАП под командованием подполковника А. П. Сморчкова встретилась с 16 Ф-86. Бой длился 10 минут, в ходе которого лётчикам капитану П. Н. Антонову и старшим лейтенантам В. Н. Акатову, С. Т. Колпикову и Н. В. Бабонину удалось поразить самолёты противника. Правда, никто из них падения обстрелянных ими самолётов Ф-86 не видел, и все 4 победы были засчитаны нашим лётчикам только по данным фотоконтроля (не подтверждаются США). 29 августа 1951 года австралийские лётчики 77-й АЭ на "Метеорах" провели бой с "МиГами" над Чонджу. Группа истребителей-бомбардировщиков под прикрытием "Сейбров" пыталась в 10:30 прорваться к ГЭС на реке Ялуцзян, которую прикрывали 24 экипажа 18-го ГИАП под руководством командира полка Гвардии подполковника А. Е. Белостоцкого. До прихода группы штурмовиков район над Супхун ГЭС попыталась очистить группа "Сейбров" и восьмёрка "Метеоров", которые решили сковать боем лётчиков 18-го ГИАП. Первыми увидели врага лётчики 1-й эскадрильи, обнаружив на высоте 9000 метров 8 "Метеоров", и, приняв их за бомбардировщиков, атаковали. Алексей Свинтицкий в этом вылете был ведомым у старшего лейтенанта Н. В. Бабонина и был свидетелем победы ведущего в этом бою. Вот как это произошло: "Мы шли парой, замыкающими в строю полка, в начале боя на нашу пару навалилась выскочившая со стороны моря шестёрка Ф-86. Бабонин резко боевым разворотом развернулся на противника - "Сейбры" боя не приняли и, выполнив переворот через крыло, снова ушли в сторону моря. Мы из-за резкого маневра, естественно, отстали от полка. Вдруг Бабонин заметил, что вдоль береговой черты идёт на высоте 11000 метров пятёрка самолётов. Он передал по радио: "Пристраиваемся к ним". Когда мы подошли поближе, то увидели, что это противник. Ведущий тут же передал по радио: "Это "Метеоры"! Перехожу в атаку!" - и открыл огонь по крайнему самолёту. Я сзади прикрывал его и видел летящую обшивку, а вскоре пилот "Метеора" катапультировался". Английский истребитель Глостер "Метеор" Мк.8 использовался в Корейской войне. Сбитый Н. В. Бабониным "Метеор" № А77-721 был машиной лейтенанта Рона Гатри, который был сбит в этом бою, спасся на парашюте и был взят в плен. 12 октября 1951 года лётчики 303-й ИАД во второй половине дня вылетали на отражение налёта ИБА США. В этом сражении, которое произошло в 16:00-16:40 в районе Тейсю - Сюкусен, участвовали все 3 полка дивизии. Основную ударную группу возглавил 18-й ГИАП, а 14 экипажей из 523-го ИАП и ещё 20 экипажей из 17-го ИАП связали боем до 30 истребителей противника. Лётчики 2-й эскадрильи 18-го ГИАП капитана В. Н. Шалева вступили в бой с 12 Ф-84, которых прикрывали 8 Ф-86. Лётчики эскадрильи провели скоростную атаку по строю штурмовиков, в которой старший лейтенант В. И. Степанов одержал свою первую победу в небе Кореи, сбив с короткой дистанции один "Тандерджет". В это время 14 МиГ-15 из 523-го ИАП вступили в воздушный бой с передовой группой прикрытия, состоящей из 40 Ф-86. На помощь им пришли лётчики из 17-го ИАП, и закрутилась карусель боя. Бой распался на отдельные пары и звенья... В этом бою лётчики 523-го полка сбили 3 "Сейбра", их записали на свой боевой счёт капитан Г. У. Охай, старший лейтенант Д. А. Самойлов и замполит 1-й АЭ Г. Х. Дьяченко. Кроме того, по одному "Сейбру" в этом бою сбили лётчики двух других полков этой дивизии: старший лейтенант Н. Г. Докашенко из 17-го полка и капитан Н. В. Бабонин из 18-го ГИАП. Свои потери составили всего один МиГ-15бис. Был подбит 1-м лейтенантом Джозефом Р. Эллисом из 334-й АЭ самолёт капитана Н. В. Бабонина, но он благополучно катапультировался. Это была единственная победа американских лётчиков за 12 октября. Командование 5-го ВФ США признало потерю только одного Ф-86Е с № 50-0682 из состава 336-й АЭ, пилот которого хоть и дотянул до своей территории, но при вынужденной посадке на "живот" был так разрушен, что его просто списали. Пилот, к счастью, не пострадал. И была подтверждена победа старшего лейтенанта В. И. Степанова, который сбил Ф-84Е с № 49-2351 из состава 136-й ИБАКР, пилот которого, Френк Казмеч, хоть и спасся, но попал в плен. Первая схватка в ноябре 1951 года между противоборствующими сторонами состоялась уже 1 числа, но встреча лётчиков 17-го ИАП с группой из 14 Ф-84 закончилась безрезультатно - противник уклонился от боя. Вылеты других групп "МиГов" 303-й ИАД также обошлись без встречи с противником. Только на другой день противники наконец встретились в боевом столкновении. Интенсивность боевых вылетов была очень высока: лётчики 303-й ИАД совершили за день 4 боевых вылета в составе дивизионных групп. Так, лётчики 18-го ГИАП совершили 4 боевых вылета, 2 из которых закончились боями с истребителями-бомбардировщиками Ф-84, и оба в районе Сюкусен. В одном из них капитану П. Н. Антонову удалось сбить один Ф-84, а капитану Н. В. Бабонину удалось атаковать звено "Метеоров" и сбить один из них. 20 января 1952 года лётчики 17-го ИАП совершили 3 боевых вылета и провели один воздушный бой утром с 12 Ф-86, в котором капитаном Н. Г. Докашенко был сбит один "Сейбр". Это была единственная победа корпуса в этот день, правда, и потерь не удалось избежать. В бою с Ф-86 из 51-го ИАКР был сбит самолёт капитана Н. В. Бабонина из состава 18-го ГИАП, но наш лётчик спасся катапультированием. Сбил Н. В. Бабонина пилот 16-й АЭ майор Дональд Адамс. Из материалов прессы военных лет:
Список известных воздушных побед Н. В. Бабонина:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
|
Н а з а д