Аверин Михаил Акимович

Аверин Михаил Акимович

Родился в 1923 году в городе Ишим (Тюменская область). Окончил 10 классов средней школы. С 1941 года в рядах Красной Армии. С сентября 1941 года - курсант 17-й Киевской отдельной эскадрильи ГВФ (город Талды-Курган, Алма-Атинская область), с января 1943 года - курсант Одесской военной авиационной школы пилотов, с декабря 1944 года - лётчик 178-го ИАП (319-я ИАД ПВО, Центральный фронт ПВО), с сентября 1948 года - старший лётчик 178-го ИАП (97-я ИАД ПВО, Московский район ПВО), с сентября 1950 года - заместитель командира эскадрильи по политчасти 148-го Гвардейского ИАП (97-я ИАД ПВО).

С января 1952 года - в Правительственной командировке в составе 148-го Гвардейского ИАП (97-я ИАД ПВО, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта ВВС США типа Ф-86 "Сейбр" (10.02.1952 и 16.03.1952).

С сентября 1952 года - заместитель командира эскадрильи по политчасти 148-го Гвардейского ИАП (97-я ИАД ПВО, Таврический ВО); с сентября 1955 года капитан М. А. Аверин - слушатель Военно-Политической академии; с сентября 1959 года - заместитель командира 265-го ИАП по политчасти (Северный ВО); с августа 1960 года - заместитель начальника оперативного отдела по боевой подготовке Управления 216-й ИАД (Ленинградский ВО); с января 1961 года - начальник разведки управления 23-й дивизии ПВО (Ленинградский ВО); в ноябре 1970 года уволен в запас, работал военруком средней школы № 12 города Подольска (Московская область); с сентября 1977 года - инструктор городского комитета ДОСААФ города Подольска; с ноября 1979 года - тренер-преподаватель по пулевой стрельбе средней школы № 4 города Климовск (Московская область); с июля 1987 года - на заслуженном отдыхе. Жил в городе Подольске (Московская область). Умер 12 февраля 2000 года.

Награждён орденами: Ленина (25.09.1952), Красной Звезды (30.12.1956); медалью "За боевые заслуги" (13.06.1952).


*     *     *

10 февраля 1952 года удачный бой провели лётчики 148-го Гвардейского ИАП, и их добычей стал не кто иной, как знаменитый в частях ВВС США ас-реактивщик командир 334-й АЭ 4-го ИАКР майор Дэвис. А все наши самолёты благополучно вернулись на базу в Аньдун. Вот как это было, со слов участника этого боя командира 2-й АЭ капитана Савичева Леонида Ивановича:

"В тот день был полковой вылет в составе всех 3-х эскадрилий, всего в составе группы было 22 экипажа. Летели "этажеркой": ниже всех летела 1-я АЭ капитана П. П. Моторина, чуть выше шла шестёрка моей 2-й АЭ, а ещё выше летела 3-я АЭ майора В. М. Дудниченко. Вёл всю группу заместитель командира полка подполковник Замарашкин. Летели мы на прикрытие Супхун ГЭС под облаками. Неожиданно из облаков выскочила пара "Сейбров" и, не видя выше себя самолёты моей 2-й АЭ, пошла в атаку на самолёты 1-й АЭ, которая шла ниже всех. Тут же на помощь я повёл свою шестёрку и зашёл в хвост удачно подвернувшихся "Сейбров" и метров с 800 стал бить по ведущему. Вдруг я увидел падающие возле меня гильзы от снарядов откуда-то сверху...

Подняв голову, увидел, что чуть впереди и выше меня летит "МиГ" моего замполита старшего лейтенанта Аверина Михаила и тоже бьёт по "Сейбру". Его огонь был более точен - от киля "Сейбра" полетели обломки, и он перешёл в пикирование, вскоре врезался в землю, а его ведомый удрал. Через 2 дня пришло подтверждение о сбитии аса Джорджа Дэвиса, и его сбитие засчитали Михаилу Аверину".

За этот бой Михаил Акимович Аверин был награждён орденом Ленина. Всего в небе Кореи он одержал 2 личные победы над F-86.

По американской версии, в этот день майор Джордж Дэвис из 334-й АЭ в составе 18 F-86А сопровождал группу истребителей - бомбардировщиков, которая атаковала железнодорожную линию в районе Кунури. Их группу атаковали 12 "МиГов". В ходе воздушного боя майор Дэвис сбил 2 самолёта, и это якобы были его 13-я и 14-я победы, но и его входе боя подловил один из "МиГов" и сбил. Американцы утверждают, что его сбил китайский лётчик Чанг Чи Вей. На самом деле это похоже на красивую легенду, сочинённую командованием ВВС США, чтобы скрасить гибель своего лучшего пилота 5-й ТВА в Корее. Ведь до своего последнего вылета на счету майор Дэвис имел уже 12 побед в небе Кореи (ещё 7 японцев он сбил во Второй Мировой войне), и это был лучший результат из всех американских лётчиков, воевавших в небе Кореи. За 10 февраля 64-й ИАК не потерял ни одного своего самолёта, и единственная возможность хоть как-то подтвердить 2 последние победы майора Дэвиса 10 февраля - это бой с группой китайских "МиГов", до того как он встретился с лётчиками 148-го Гвардейского ИАП. Версию китайской стороны изложил в своей работе историк А. А. Демин:

"Американцы утверждали, что в тот день Дэвис во главе 18 F-86А сопровождал группу истребителей-бомбардировщиков, атаковавших железнодорожную линию в районе Кунури. На его группу внезапно напали 12 китайских МиГ-15 и 2 из них он якобы успел сбить перед своей гибелью. "Обидчиком" своего лучшего пилота они посчитали китайского летчика Чжан Цзихуая, у которого это была всего лишь первая победа над F-86".

Китайцы, естественно, возражать не стали и расписали достоинства Дэвиса - он налетал более 3000 часов, считался непревзойдённым на реактивных самолётах, по их выражению, "в 100 боях не уставал", сообщили также, что Чжан Цзихуай на разных самолётах налетал более 300 часов, на реактивных - 30. Китаец сбил F-86 с дальней дистанции (около 600 метров) со второй атаки, а первая была неудачной, так как Дэвис удачно сманеврировал и увернулся. "Сейбр" упал в нескольких метрах от позиций пехоты.

Майор Джордж Дэвис, 1951 г.

Майор Джорж Дэвис вернувшись из боя 13.02.1951 года
жестом заявляет о двух новых победах в корейском небе.
А ему самому уже осталось жить менее 2-х месяцев...

Русская версия рассказа Чжао Баотуна об этом бое выглядела так:

"...Мой друг Чжан Цзихуай сбил известного американского аса - майора Джорджа Дэвиса. В этот день свыше сотни вражеских истребителей прикрывали сверху большую группу легких бомбардировщиков, готовившихся к атаке позиций наших наземных войск. Ведущий Ли Вэньмо приказал эскадрилье Чжан Цзигуя нанести удар по подходившей... группе вражеских самолётов. Дымка позволила нашим лётчикам скрытно сблизиться с противником и затем на полной скорости нанести удар.

Атака была молниеносной. Группа вражеских самолетов раскололась. Чжан Цзихуай зашёл в хвост ведущему группы. Противник был опытный. Он легко выполнял одну за другой сложнейшие эволюции. Но как только трасса снарядов, выпущенных Чжан Цзихуаем, прошла близ самолёта врага, он начал нервничать. Вражеский самолёт был подожжён. Американец скольжением сбил пламя, но Чжан Цзихуай снова атаковал его. Наши наземные войска нашли этот "Сейбр" недалеко от Пхеньяна. По надписи на шлеме и документам убитого лётчика было установлено, что это был командир группы, мастер пилотажа майор Джордж Дэвис. Его пистолет пехотинцы передали потом Чжан Цзихуаю...

Увидев гибель ведущего, остальные пилоты этой группы самолётов противника сразу разделились на пары и стали уходить из района боя. Но несколько самолётов попыталось всё же пробиться к высоте 1211. Они сразу пошли в сторону солнца и этим поставили наших лётчиков в невыгодное положение. Возникла опасность потери противника. Тогда Чжан Цзихуай повёл группу курсом, параллельным курсу вражеских самолётов. Таким образом, наши лётчики смогли вести наблюдение за врагом и, используя высокие качества своих машин, постепенно сблизились с ним и после резкого разворота атаковали его. Выполнив первую задачу, группа Чжан Цзихуая включилась в общий бой. Атакой с ходу она трассирующими очередями разогнала группу "Шутинг Старов", готовившихся штурмовать позиции нашей артиллерии. Помешав врагу нанести сильный удар по нашим войскам, мы уничтожили в тот день более десятка самолётов противника".

Китайцы позже с нескрываемым удовольствием цитировали свою газету "Жэньминь жибао", по горячим следам написавшую, что командующий авиацией США на Дальнем Востоке генерал-лейтенант Вэйлэнд вынужден был признать, что гибель аса - реактивщика Дэвиса "создала среди личного состава американской авиации, действующей в Корее, мрачное настроение".

Легко видеть, что претендентов на победу над лучшим американским асом несколько, и до конца так и неясно, кто же всё-таки раньше вступил в схватку с группой Дэвиса - китайцы или группа 148-го ГвИАП. Но единственная деталь всё же бросилась в глаза: рассказы Чжао Баотуна записал корреспондент "Красной Звезды" подполковник П. Старостин, похоже, поднаторевший в изложении воздушных боёв Второй Мировой. Вот и в данном случае всё как-то очень напоминает схватку над головами пехоты "у безымянного посёлка, на безымянной высоте..."

Не хочется хоть как-нибудь ставить под сомнение заслуги Чжан Цзихуая, вместе с ведомым уничтожившего в 2-х февральских боях 5 самолётов. По словам Чжао Баотуна, в те дни "в многочисленных воздушных боях... десятки наших лётчиков, такие, как Лу Минь, Ли Вэньмо, Ли Чуншэнь, Чжан Цзихуай, показали образцы мужества, отваги и мастерства". Среди других побед Чжан Цзихуая была и "двойная", когда сначала он, расстреляв все боеприпасы и сбив один истребитель-бомбардировщик, получил 3 пули в плоскость, а затем, фактически безоружный, пошёл в атаку на "вредителя" и стал гоняться за ним, имитируя атаки. Кончилось всё тем, что американец на выходе из пикирования врезался в сопку. После войны на итоговом счету Чжан Цзихуая оказалось 4 сбитых, таких "почти асов" среди китайских лётчиков набралось 27 человек - около полка. Тем не менее единственному из них Чжан Цзихуаю вместе лишь с некоторыми из 12 китайских асов было присвоено звание Военного Героя Первой Степени - вот что значил для китайцев сбитый американский ас Дж. Дэвис. Среди наших 22 асов, ставших Героями Советского Союза за корейскую войну, фамилии М. Аверина нет.

Как бы там ни было, а за 10 февраля лётчики 97-й ИАД сбили 3 "Сейбра" без своих потерь, да ещё один F-86 сбил капитан В. Ф. Щулев из 17-го ИАП (последняя победа полка в этой войне). Кроме того, погиб известный американский ас майор Дэвис, и у американцев 3 дня был траур, а день 10 февраля 1952 года был назван "чёрным днём" в истории авиации США. В этом утреннем сражении 4-е ИАКР потеряло в боях с "МиГами" 2 своих F-86Е. В одном из них с № 51-2752 погиб майор Дэвис, а другой, с № 50-645, был серьёзно повреждён и позже списан.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д