Родился 21 января 1924 года в селе Головка (Литвиновский район Ростовской области). С 12 мая 1941 года в рядах Красной Армии, призван Литвиновским РВК. Окончил военную авиационную школу лётчиков. Затем переучивался на новую технику в 22-м ЗИАП (ВВС Московского военного округа). С 25 октября 1944 года служил в составе 494-го ИАП. С января 1945 года младший лейтенант А. А. Алексеенко в действующей армии: в составе 494-го ИАП (190-я ИАД, 11-й ИАК, 3-я Воздушная армия). Сражался на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Летал на "Аэрокобре". Совершил 33 боевых вылета (из них 10 - на штурмовку), воздушных побед не имеет. Участник Советско-Японской войны с 9 августа по 3 сентября 1945 года в составе 494-го ИАП (190-я ИАД, 12-я Воздушная армия, Забайкальский фронт). Летал на "Кингкобре", побед не имел. Участник боевых действие в небе Кореи с февраля по июль 1952 года в составе того же 494-го ИАП (190-я ИАД, 64-й ИАК) в должности командира звена (старший лейтенант), затем - заместителя командира эскадрильи по политической части (капитан). В небе Кореи совершил 55 боевых вылетов, провёл 24 воздушных боя, в которых сбил лично 4 самолёта ВВС США. 23 апреля 1952 года был подбит в воздушном бою, но благополучно приземлился на своём аэродроме. После возвращения из командировки в Китай, продолжил службу в составе 494-го ИАП. С 1 августа 1960 года майор А. А. Алексеенко - в запасе (последняя должность - штурман авиационного полка). Жил в городе Волжский (Волгоградская область). Умер в 1985 году. Награждён орденами: Красного Знамени (25.09.1952, 14.07.1953), Отечественной войны 1-й степени (14.05.1945); медалями. * * * 25 марта 1952 года состоялся крупный воздушный бой. Опять сошлись лётчики 16-го ИАП и лётчики 190-й ИАД с большой группой "Сейбров" из 4-го ИАКР. В этом бою отличились лётчики 16-го ИАП, сбившие 2 Ф-86. Особо отличился старший лейтенант В. М. Абрамов, который не просто сбил "Сейбр", а сбил его, спасая своего товарища старшего лейтенанта А. В. Молодцова, у которого на хвосте и висел этот Ф-86. Ещё один "Сейбр" был сбит лётчиками 494-го ИАП, во втором послеобеденном сражении в районе Дээгуандонг: в бою с 8 Ф-86 старший лейтенант А. А. Алексеенко сбил один из них. Наши потери составили 1 самолёт: был сбит лейтенант Г. М. Вязников из 821-го ИАП, его сбил капитан Брукс Лайлс из 336-й АЭ. В этих боях 2 "Сейбра" потеряла 335-я АЭ: первый Ф-86 с № 49-1066 был сбит, а его пилот спасся на парашюте, а вот второй Ф-86 с № 49-1088 был подбит, и его пилот дотянул до Кимпо, где и произвёл посадку, после чего самолёт списали. 1 апреля 1952 года лётчики 494-го полка совершили 2 вылета на перехват самолётов противника, и оба с боями: в первом вылете вели бой в районе Какусен с 40 Ф-86, а во втором вылете в районе Сенсен - Киодзио вели бой с 16 Ф-86. В этих боях отличились лётчики полка: капитан Б. В. Лавринович, старшие лейтенанты А. П. Каргин, Ф. П. Шевченко и А. А. Алексеенко. Полк потерял в этих боях один свой самолёт: был сбит старший лейтенант Г. С. Мильчутский, который благополучно катапультировался. 6 июня 1952 года лётчики 494-го ИАП были удачно наведены на группу штурмовиков Ф-84, работавших на малой высоте в районе Ансю. При подлёте к заданному району нашим лётчика сообщили, что там действует около 100 самолётов Ф-84 и Ф-86. Первым обнаружил штурмовики А. А. Алексеенко и передал об этом по радио. "Тандерджеты" заходили со стороны моря и с пикирования штурмовали колонну автомашин. А. А. Алексеенко с ходу открыл огонь по штурмовику и сбил его. Также сбили по одному самолёту противника капитан Мильчутский и старший лейтенант Тюричев. Но и мы не избежали потерь: были сбиты Г. С. Мильчутский и Ю. К. Гарин. Оба были ранены, но сумели катапультироваться. Последнюю победу в июне одержал 24-го числа старший лейтенант А. А. Алексеенко, сбивший один "Сейбр" в районе аэродрома Мяогоу, когда в топливных баках самолётов почти не осталось горючего. Это был Ф-86Е с № 50-0669 из состава 334-й АЭ, который был подбит в утреннем бою с "МиГами", и его пилоту Смайлей удалось дотянуть до своей базы в Кимпо, но при посадке "Сейбр" разбился - лётчик остался цел, самолёт же был списан. Список известных воздушных побед А. А. Алексеенко:
|
Н а з а д