Агранович Евгений Наумович

Фото не найдено

26 июня 1951 года командование 5-го ВФ США направило в район Ансю небольшую группу своих бомбардировщиков В-29, но и на этот раз "Крепостям" не удалось прорваться к намеченным целям. В 13:02 на перехват обнаруженных постами РТС самолётов противника были подняты 2 группы МиГ-15 из 17-го ИАП - первой ушла восьмёрка экипажей 1-й АЭ под командованием капитана С. С. Артемченко, а через 5 минут вслед за ней ушли в воздух 2 шестёрки из 2-й и 3-й АЭ полка - их вели капитаны Н. П. Мишакин и М. Н. Щербаков. Уже в воздухе с КП дивизии была дана команда: "Всем следовать в район Ансю", - одновременно группы были информированы о воздушной обстановке.

В 13:26 на высоте 11500 - 12000 метров лётчики группы капитана Артемченко обнаружили 6 F-86, шедших на попутных курсах на одной высоте, пытавшихся зайти в хвост его звену. Капитан Артемченко передал старшему лейтенанту Сутягину: "Атаковать противника!", а сам стал продолжать набор высоты. Николай Сутягин, произведя поворот влево, пошёл в атаку на эту шестёрку "Сейбров". Противник, заметив атаку, произвёл резкий разворот на 180 градусов и стал уходить под звено Сутягина, затягивая наших истребителей в бой на вираже. В это время ведущий группы капитан Артемченко, развернувшись боевым разворотом влево на 180 градусов, обнаружил ещё группу из 8 F-86, шедших в колонне звеньев с дистанцией между звеньями до 2 км слева снизу впереди. Артемченко сразу же произвёл поворот влево и пошёл в атаку. Одно звено "Сейбров" полупереворотом ушло из-под удара в море, второе звено F-86 стало заходить в хвост звену капитана Артемченко. Его ведомый старший лейтенант Н. Ф. Мирошниченко предупредил по радио об атаке звена противником сзади. Артемченко левой восходящей спиралью стал набирать высоту. На третьем витке спирали противник оказался ниже звена капитана Артемченко. Видя невыгодное положение и поняв, что они достать "МиГи" не смогут, "Сейбры" разворотом со снижением вышли из боя.

Одновременно в трудное положение попала и шестёрка "Сейбров", атакованная старшим лейтенантом Сутягиным. После разворота на 180 градусов "Сейбры" выстроилась в кильватер пар. Сутягин передал паре старшего лейтенанта С. С. Бычкова, чтобы он прикрыл его атаку, и пошёл в атаку на вторую пару "Сейбров". В этот момент его ведомый старший лейтенант В. Ф. Шулёв обнаружил пару "Сейбров" ниже сзади слева, о чём передал своему ведущему. Сутягин прекратил атаку по преследуемой паре и, развернувшись, атаковал замыкающую пару F-86 с задней полусферы сбоку справа и, сблизившись на дистанцию 200 - 250 метров, открыл огонь по ведущему "Сейбру". Его поддержал Василий Шулёв, который также вёл огонь с дистанции 300 - 400 метров.

Старший лейтенант Шулёв при преследовании противника стал обгонять самолёт ведущего, вследствие того, что не были выпущены воздушные тормоза, был вынужден боевым разворотом вправо выйти из атаки; старший лейтенант Сутягин последовал за ним. Однако бой на этом не закончился: шестёрка "МиГов" капитана Мишакина, идя в южном направлении, на высоте 12000 метров в 13:25 обнаружила впереди себя справа ниже 4 В-29 под прикрытием истребителей типа F-84 и F-86 до 20 самолётов, шедших с курсом на север, высота полёта - 6000 метров. Бомбардировщики противника находились в боевом порядке "ромб", истребители прикрытия находились на одной высоте с бомбардировщиками, производя переход слева направо. Капитан Мишакин передал по радио: "Вижу бомбардировщики противника", одновременно с правым разворотом звеном пошёл в атаку на В-29 с задней полусферы с углом пикирования до 30 градусов. В момент атаки бомбардировщиков звено капитана Мишакина было атаковано со стороны моря справа снизу парой F-86. Мишакин энергичным левым разворотом вышел из-под удара и восходящей спиралью ушёл с набором высоты, после чего потерял группу из виду.

Старший лейтенант Г. Т. Фокин с ведомым старшим лейтенантом Е. Н. Аграновичем продолжал преследование звена В-29. Сблизившись с замыкающей "Крепостью" до дистанции 1000 метров, с задней полусферы произвёл 2 длинные очереди. В этот момент его ведомый старший лейтенант Агранович прошёл впереди старшего лейтенанта Фокина и боевым разворотом влево ушёл вверх. При выходе из атаки старший лейтенант Фокин был атакован парой F-86 сзади справа. Старший лейтенант Фокин правой восходящей спиралью вышел из-под удара. А вот его ведомому Евгению Аграновичу это сделать не удалось: выйдя вверх, он был неожиданно атакован сзади парой F-84 из непосредственного прикрытия бомбардировщиков B-29, которые в упор расстреляли его самолёт. Защитить Аграновича было некому, в результате атаки его самолёт загорелся и упал в районе посёлка Кинхори, что в 17 км юго-западнее Эйдзю. Старший лейтенант Агранович Евгений Наумович погиб.

Группа капитана Щербакова в составе 6 экипажей, находясь в районе Ансю на высоте 9000 метров, также обнаружила 10 F-86, шедших ниже на встречных курсах. После короткого боя и эта группа "Сейбров" вышла из боя, а группа Щербакова без потерь вернулась на свой аэродром. Так закончился этот бой, в котором полк понёс свою первую потерю. В результате проведенного воздушного боя, по докладу лётного состава, сбито 3 самолёта противника: 2 F-86 сбиты старшим лейтенантом Сутягиным и старшим лейтенантом Шулёвым, один Б-29 сбит старшим лейтенантом Фокиным. Чуть позже пришло подтверждение о том, что в этом вылете старший лейтенант Агранович всё же уничтожил один F-80, который пытался атаковать его ведущего. Так что Евгений Агранович тем самым до конца исполнил свой долг ведомого, спас своего командира и пал смертью храбрых.

По данным американской стороны, в этом налёте принимали участие 4 В-29 под прикрытием 12 F-86, 4 F-80 из 8-й ИБАГ и 4 F-84 из 136-го ИБАКР. Американцы не подтверждают потерю в этом вылете своего В-29, и, скорее всего, старший лейтенант Фокин только повредил бомбардировщик, и он долетел до своей базы, но был выведен из строя на некоторое время. Однако есть подтверждение победы старшего лейтенанта Е. Н. Аграновича, так как американцы признают потерю в этот день и в это самое время своего F-80С (№ 49-875) из состава 35-й эскадрильи 8-й ИБАГ. Его пилот 1-й лейтенант Боб Лотербак также не вернулся из этого боя. Как теперь стало известно, сбила Евгения Аграновича пара F-84 в составе капитана Гарри Ундервуда и 1-го лейтенанта Артура Олигера из состава 182-й эскадрильи 136-го истребительно-бомбардировочного крыла.

В свою очередь американцы не признают потери своих "Сейбров" в этом бою. Однако позже признали, что в этот день при посадке потерпел аварию один F-86А (№ 49-1281) из состава 334-й АЭ 4-го ИАКР, пилотировал который не кто иной, как командир этой эскадрильи "Сейбров" подполковник Гленн Иглестон, который отделался небольшими ушибами. Один из снарядов 37-мм пушки попал в левый борт и взорвался против центрального пулемёта, а два других меньшего калибра (23 мм) попали в фюзеляж позади кабины. "Сейбр" Иглестона падал без управления до 4570 метров, где вновь сумел овладеть управлением самолёта и вернуться в Сувон на малой скорости. Машина была списана. Можно предположить, что виной этой аварийной посадки были повреждения, которые были получены в ходе боя с "МиГами" в этот день, о чем американцы не очень желают рассказывать.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д