В ноябре 1950 года, в связи с приближением американских войск к китайско-корейской границе, нашим истребительным соединениям (28-я и 151-я ИАД) была поставлена задача - прикрыть от ударов американских ВВС важнейшие промышленные и административные центры Северо-Восточного Китая и объекты тыла войск народной армии КНДР и китайских народных добровольцев, к числу которых относились: мосты через реку Ялуцзян, аэродромы в районе Аньдун и гидроэлектростанция Супун в районе Сиодзио. Глубина района боевых действий наших истребителей ограничивалась рубежом реки Ялуцзян и береговой чертой Корейского залива. С продвижением корейских и китайских войск на юг дополнительно была поставлена задача - прикрыть объекты и коммуникации Северной Кореи на глубину до 75 км. 14 ноября 1950 года был сформирован 64-й Истребительный
Авиационный Корпус, в состав которого вошли 28-я, 151-я и 50-я ИАД. Корпус, как
правило, состоял из двух-трёх, одного отдельного ночного ИАП, двух ЗенАД, одного
зенитно-прожекторного полка, однако состав корпуса не был постоянным и периодически
изменялся. После заключения перемирия в Корее 27 июля 1953 года к концу августа
в составе корпуса остались 2 истребительных авиационных дивизии, один ночной ИАП,
2 ЗенАД и один зенитно-прожекторный полк. Численность корпуса на протяжении ведения
боевых действий изменялась. К концу 1951 года, например, в боевых частях и соединениях
корпуса насчитывалось около 13000 человек. В целом со средствами обеспечения и
вспомогательными частями - 26000 человек. В различное время в 64-й ИАК входили: 64-м ИАК командовали: генерал-майор авиации Белов Иван Васильевич - c 14.11.1950 г. по 17.09.1951 г.; генерал-майор авиации Лобов Георгий Агеевич - с 18.09.1951 г. по 26.08.1952 г.; генерал-лейтенант авиации Слюсарев Сидор Васильевич - с 28.08.1952 по 27.07.1953 г. До июня месяца 1951 года из-за ограниченности аэродромной сети вблизи китайско-корейской границы и в связи с выполнением соединениями корпуса задачи по переучиванию китайских и корейских лётчиков, для ведения боевых действий использовалась часть сил корпуса, состоящая примерно из 2-х полков с общим количеством до 60 боеготовых экипажей. И только с июня 1951 года, после ввода в строй аэродрома Мяогоу, представилась возможность увеличить количество привлекаемых сил до 5 полков (120 - 150 боеготовых экипажей). С начала военных действий в Корее до конца 1951 года основной ударной силой американских ВВС днём была бомбардировочная авиация (самолёты В-29 и В-26), в связи с этим основные усилия корпуса были направлены на борьбу с ней, в дальнейшем главной ударной силой противника днем стала штурмовая авиация и соответственно против неё направлялись основные усилия истребителей корпуса. Для того, чтобы прикрыть от бомбардировочных ударов объекты и коммуникации Северной Кореи нужно было вести борьбу не только с бомбардировщиками и штурмовиками, но и с истребителями противника, которые обеспечивали их действия. Выполняя боевую задачу, части и соединения корпуса с ноября 1950 года по январь 1952 года произвели 19203 боевых самолёто-вылета... За указанный период истребителями корпуса проведено днём 307 групповых воздушных боёв, из них: парой - 19, эскадрильей - 112, полком - 84, дивизией - 50, корпусом - 42. В воздушных боях участвовало 7986 экипажей, что составило 43% к общему количеству вылетавших экипажей. В результате проведённых боёв было сбито 562 самолёта противника: В-29 - 48, В-26 - 1, RB-45 - 2, F-47 - 2, F-51 - 20, F-80 - 103, F-84 - 132, F-86 - 218, F-94 - 8, "Метеор" - 25, F6F-5 - 3. Ночью проведено 16 одиночных воздушных боёв, сбито 2 самолёта В-26. Всего за период с ноября 1950 года, по январь 1952 года в воздушных боях сбито 564 самолёта противника. Свои потери за это же время составили лётчиков - 34, самолётов - 71. Общее соотношение потерь составляло 7,9:1 в нашу пользу. На один сбитый самолёт противника было произведено 33 самолёто-вылета и на один потерянный самолёт - 285 самолёто-вылетов. Средний расход снарядов на один сбитый самолёт противника составил 212 штук. Продолжительность одного группового воздушного боя в среднем составляла: с бомбардировщиками и штурмовиками - 15 минут, в течение которых выполнялось в среднем 2 - 3 атаки нашими истребителями; с истребителями - 10 минут, выполнялось в среднем 2 атаки. Ввод в бой наших истребителей осуществлялся мелкими и крупными группами. Основными высотами воздушных боёв были: с истребителями 8000 - 12000 метров, с бомбардировщиками и штурмовиками - 7000 и ниже. Характерно, что истребители противника стремились вести воздушные бои на высотах 8000 метров и ниже, так как лётно-тактические качества самолёта F-86 с поднятием на высоту свыше 8000 метров резко падали и значительно уступали данным самолёта МиГ-15. Противник, понеся тяжёлые потери в бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации, вынужден был спешно пересмотреть вопросы боевого применения своих ВВС, перейти к новым тактическим приёмам и усилить истребительную группировку за счёт перевооружения с самолёта F-80 на самолёт F-86. В первых же воздушных боях противник убедился, что самолёты F-80 и F-84 по своим качествам не могут быть использованы в дальнейшем в качестве истребителей. После ряда мероприятий, проведённых американским командованием по линии увеличения авиационной группировки, качественного улучшения и самолётов и изменения тактических приёмов, воздушная обстановка на Корейском театре военных действий (ТВД) к началу 1952 года стала более сложной как днём, так и ночью. Выполнение боевой задачи в первой половине 1952 года усложнилось, кроме того, уменьшением боевого состава корпуса до 2-х истребительных авиационных дивизий (до марта действовали 324-я и 303-я ИАД, с марта по июнь - 97-я и 190-я ИАД). В 1952 году, после того как основной ударной силой ВВС противника днем стала штурмовая авиация, выполнение боевых задач ещё более осложнилось, так как она в сравнении с бомбардировочной авиацией располагала примерно 4-кратным количественным превосходством. Для того, чтобы использовать максимально-возможные силы против штурмовиков противника, борьба с истребителями "заслона" велась преимущественно мелкими группами (звено, эскадрилья), эшелонированными по высотам от 8000 до 14000 метров, это позволило сравнительно меньшими силами связывать большие силы истребителей "заслона" на широком фронте и создавать более благоприятные условия ударным группам для действий по штурмовикам. Если в 1951 году из 18759 боевых самолёто-вылетов произведено в составе крупных групп (полк, дивизия, корпус) - 14112 или 75%, то в 1952 году из 23539 самолёто-вылетов днём произведено в составе крупных групп 12529 или 53% к общему количеству самолёто-вылетов. Вылеты крупными группами производились преимущественно частями и соединениями, действовавшими против штурмовиков... Ночью было произведено 1062 боевых самолёто-вылета. За 1952 год истребителями корпуса произведено 868 групповых воздушных боёв, в которых участвовало 9014 экипажей. В результате воздушных боёв сбито 379 самолётов противника, из них: F-51 - 8, F-80 - 13, F-84 - 41, F-86 - 315, "Метеор" -1, F4U-4 - 1. Ночью проведено 32 одиночных воздушных боя, сбито 15 самолётов противника (11 В-29, 3 В-26, 1 F-94). Всего в 1952 году сбито в воздушных боях днём и ночью 394 самолёта противника. Свои потери составили: лётчиков - 51 и 172 самолёта. Общее соотношение потерь 2,2:1 в нашу пользу. Напряжение боевых действий по сравнению с 1951 годом значительно возросло, количество боевых самолёто-вылетов в 1952 году увеличилось ежемесячно в среднем до 600 самолёто-вылетов. В результате растущей активности наших истребителей авиация
противника изменила тактические приёмы и к исходу 1952 года, понеся значительные
потери в истребителях и штурмовиках, перешла от действий крупными группами к
действиям мелкими группами на широком фронте, стремясь максимально использовать
сложные метеоусловия севернее рубежа Ансю, Кайсен. Эффективность воздушных боёв
в 1952 году понизилась по сравнению с 1951 годом. Снижение эффективности действий
наших истребителей произошло по следующим причинам: До ноября 1952 года ОВА боевые действия вела преимущественно
против мелких групп штурмовиков и истребителей противника во взаимодействии с
истребителями корпуса. С ноября 1952 года командованием корпуса было уделено
большое внимание на вовлечение ОВА в активные боевые действия. Частям и штабам
ВВС КНР была оказана большая помощь в организации боевых действий, которая
заключалась в следующем: Ввод в бой частей ОВА производился последовательно: первоначально против мелких групп самолётов противника, в дальнейшем при отражении массированных налётов авиации противника и, в основном, состоял из трёх этапов. Первый этап - совместные вылеты истребителей корпуса и ОВА. При этом, части корпуса принимали основной удар на себя, связывали боем истребительный "заслон" противника на дальних подступах - с рубежа Ансю, Кайсен; части ОВА вводились в бой с рубежа Тэйсю, Бугдин для наращивания сил; выход из боя частей ОВА обеспечивали группы ИАК. Второй этап - части ОВА действовали в первом эшелоне, а истребители корпуса наращивали силы и прикрывали выход их из боя. Третий этап - самостоятельные действия, в основном, против истребителей противника. Причём части китайских ВВС действовали на западном побережье; корейских ВВС - на восточном побережье. Части корпуса находились в готовности и в зависимости от складывающейся воздушной обстановки оказывали помощь группам ОВА. К исходу 1952 года ОВА уже располагала достаточным количеством боеготовых частей и во взаимодействии с истребителями корпуса принимала участие в отражении не только эшелонированных действий, но и массированных налётов авиации противника. Это позволило усилить противодействие авиационной группировке противника, активизировать действия наших истребителей на дальних подступах и наносить противнику более ощутимые потери. Постоянно растущая активность боевых действий наших истребителей вынудила противника уже в конце 1952 года перевооружать часть своих авиационных групп с самолётов F-84 на новые F-86F-30. Вместе с тем, с началом 1953 года американское командование решило активизировать действия своей бомбардировочной авиации ночью по объектам и коммуникациям севернее рубежа Ансю, Канко и, таким образом как бы возместить действия днем ОВА в этих районах. Истребителями корпуса в первой половине января 1953 года ночными действиями были нанесены тяжёлые потери бомбардировщикам противника. В воздушных боях было уничтожено 7 В-29, вследствие чего противник со второй половины января и до заключения перемирия применял ночные действия бомбардировщиков в Северной Корее только с использованием сложных метеорологических условий. Боевые действия корпуса в 1953 году в отличие от 1951 - 1952 гг. велись в более сложных условиях воздушной и метеорологической обстановки. Американское командование в качестве штурмовика стало применять самолёты F-86F-30, которые с марта 1953 года активно действовали в прикрываемом корпусом районе мелкими группами в сложных метеоусловиях. Основная тяжесть выполнения боевой задачи легла в основном на корпус, так как из-за неподготовленности к действиям в сложных метеоусловиях, части ОВА использовать для ведения боевых действий не представлялось возможным. В связи с этим напряжение боевых действий корпуса, начиная с января 1953 года и до заключения перемирия, было очень высоким. Об этом свидетельствуют следующие данные: если в 1952 году днём было произведено за 12 месяцев 23539 самолёто-вылетов, а за месяц в среднем - 1961, то в 1953 году за 7 месяцев боевых действий произведено днём 18152 самолёто-вылета, а за месяц в среднем 2600. Среднемесячное количество боевых самолёто-вылетов в 1953 году возросло на 650, или на 33%. С целью создания более благоприятных тактических условий ударным группам для действий по штурмовикам противника истребители корпуса, предназначенные для ведения борьбы с истребителями "заслона", стали вводиться в бой мелкими группами. Из 18152 боевых самолёто-вылетов за 7 месяцев 1953 года в составе пары, звена; эскадрильи произведено 13009 самолёто-вылетов, или 72%. Истребители противника, встречая активные действия наших истребителей, вступали в бой только при наличии выгодных тактических условий или при явном превосходстве в силах. Американское командование, несмотря на численное превосходство, не сумело разрешить в открытых воздушных боях вопроса обеспечения действий своих штурмовиков и активизировало с этой целью действия "охотников" в районе аэродромов Аньдунского аэроузла с навязыванием нашим истребителям воздушных боёв в явно невыгодных тактических условиях. В 1953 году днём проведено 508 групповых воздушных боёв, в которых участвовало 3713 экипажей. Воздушные бои велись на всех высотах, начиная от малых и кончая практическим потолком самолёта МиГ-15. В проведённых воздушных боях сбито 126 самолётов противника, из них: штурмовиков типа F-80, F-84 - 12, истребителей F-86 - 114. Результаты воздушных боёв показывают, что истребители корпуса в основном вели бои с истребителями противника и в очень редких случаях со штурмовиками, действия которых в прикрываемом корпусом районе носили эпизодический характер. Ночью произведено 1373 боевых самолёто-вылетов, проведено 59 одиночных воздушных боёв, сбито 13 самолётов противника, из них: 1 RB-29, 6 B-29, 1 B-26, 2 F-84, 2 F-94 и 1 F3D. Всего днём и ночью за 7 месяцев 1953 года в воздушных боях уничтожено 139 самолётов противника. Свои потери составили: лётчиков - 25, самолётов МиГ-15бис - 76. Общее соотношение потерь за 1953 год 1,9:1 в нашу пользу. В 1953 году, в отличие от 1951 - 1952 гг. боевая задача выполнялась, кроме вылетов из положения дежурства на аэродромах в готовности № 1 и 3, способом патрулирования на подступах к основным прикрываемым объектам и над объектами, так как вылеты из положения дежурства и на аэродромах в сложных метеоусловиях не гарантировали своевременный перехват противника. Всего за время войны в Корее истребителями корпуса сбито 1097 самолётов противника. Свои потери составили: 110 лётчиков и 319 самолётов. Общее соотношение потерь за время войны в Корее 3,4:1 в нашу пользу. Активные и напряжённые боевые действия истребителей корпуса с начала военных действий в Корее и до заключения перемирия, несмотря на явное превосходство в силах ВВС США, не дали им возможности разрушить основные прикрываемые объекты и нанесли противнику значительные потери во всех родах авиации. * * *Основными действующими силами в этой войне были с одной стороны лётчики советского 64-го особого авиационного истребительного корпуса, вооружённые реактивными истребителями советского производства МиГ-15 и МиГ-15бис, а с другой стороны им противостоял мощный 5-й Воздушный Флот ВВС США, на вооружении которого было несколько типов, реактивных самолётов: F-80 "Шутинг Стар", F-84 "Тандерджет", F-86 "Сейбр", RB-45 "Торнадо", а также реактивные истребители F9F "Пантера" и F2H2 "Бэнши" ВМС США, плюс в Корее воевала на реактивных истребителях английского производства одна эскадрилья (40 - 45 машин) Королевских Австралийских ВВС на "Глостер Метеор Мк.8". Но, конечно же, основными соперниками советских лётчиков в небе Кореи были 2 элитных авиакрыла ВВС США: 4-е и 51-е (каждое имеющая по 3 эскадрильи) вооружённые равными по ТТД истребителями F-86 "Сейбр", так как из более чем 800 сбитых в воздушных боях в небе Кореи МиГ-15, 9 % , а точнее 792 самолёта МиГ-15, сбили лётчики сражавшихся на F-86. Тот же самый результат и у "МиГов", так как из 1450 сбитых в воздушных боях самолётов США и их союзников в этой войне более 1386 самолётов противника сбито реактивными МиГ-15, на которых сражались в небе Кореи советские, китайские и северокорейские лётчики. На "Сейбрах" также в разное время воевали помимо самих американцев, некоторое количество южнокорейских пилотов, южноафриканских, канадских и английских пилотов (не считая австралийских пилотов сражавшихся в небе Кореи на реактивных "Метеор Мк.8"), но львиная доля побед приходится именно на советских и американских пилотов. Среди них и было самое большое количество пилотов ставшие асами-реактивщиками в этой войне. Официально, согласно подтверждённым данным, в американских ВВС (USAF) асами по итогам этой войны стало 40 пилотов - все сражались на "Сейбрах". В их числе был один американский пилот, из состава авиации морской пехоты США (USMC), - это майор ДЖон Ф. Болт (John F. Bolt), проходивший боевую стажировку в 51-м истребительном авиакрыле и также одержавший все свои 6 побед на реактивном F-86. Ещё один американский пилот лейтенант Гай Борделон (Guy Bordelon) из авиации флота США (US NAVY) одержал в Корейском небе 6 засчитанных побед (все одержаны ночью), но он стоит особняком в ряду асов лётчиков США воевавших в Корее, так как все свои победы он одержал, сражаясь на поршневом F4U-5N "Корсар", и все его 5 побед также были одержаны над поршневыми самолётами различных типов (Як-18 и Ла-9). Так что он 41-й американский лётчик, который стал асом на этой войне. Единственное отличие: он не входит в список асов-реактивщиков этой войны. В итоге, лётчиками-асами США в небе Кореи было сбито в общей сложности 325,5 самолётов противника, в том числе 305,5 реактивных МиГ-15 и 20 поршневых самолётов противника (7 Як-9, 4 Ту-2, 5 Ла-9, 3 Як-18 и 1 Ил-12). Официальный список советских асов-реактивщиков, ставшими таковыми в Корейской войне и имеющие подтверждение таковых побед, гораздо внушителен и составляет 57 лётчиков ВВС СССР. В совокупности они все вместе уничтожили в небе Кореи 454 самолёта ВВС США и их союзников, в том числе 406 реактивных самолётов (247 - F-86, 79 - F-84, 56 - F-80, 15 - Метеор Мк.8, 1 - F-94, 1 RB-45, 3 - F9F, 2- F2H и 2 - RF-80) и 48 поршневых самолёта противника (31 - В-29, 8 - F-51, 2 - AD-2, 4 - F4U,1 - RB-29 и 2 - В-26). Американские пилоты начали набирать свой боевой счёт с 26 июня 1950 года, то есть на второй день войны, а советские лётчики-реактивщики открыли свой боевой счёт в небе Кореи только 1 ноября 1950 года. Участие авиачастей Советских ВВС и ПВО в корейской войне, дало нашим ВВС ещё 55 лётчиков, которые в небе КНДР одержали 5 и более побед и получили статус асов этой войны. К этому официальному списку надо добавить ещё 2-х советских лётчиков, которые неофициально, но также стали асами этой войны. В итоге корейская война дала Советским ВВС всего 57 лётчиков асов реактивной авиации. К сожалению, трое из них не вернулись с этой войны и остались в китайской земле, но, как известно, война без жертв не бывает! Рассматривая историю участия Советских ВВС и ПВО в этой войне,
условно её можно разбить на 4 периода: В 1-й период в небе Кореи сражались лётчики 3-х авиадивизий: 151-й ГИАД, 28-й и 50-й ИАД. За этот период только троим лётчикам, удалось сбить 5 и более самолётов противника в корейском небе и стать асами этой войны. Двое лётчиков асов были из состава 151-й ГИАД и один из состава 50-й ИАД. В итоге за 1-й период участия Советских ВВС в этой войне, лётчиками асами было сбито 19 самолётов противника. Никто из трёх советских асов сбит в небе Кореи не был, но двоим (В. И. Колядину и С. И. Науменко) пришлось возвращаться с боевого вылета на сильно повреждённых самолётах. Только одному из них было присвоено высокое звание Героя Советского Союза - капитану С. И. Науменко. Ещё 10 асов периода Великой Отечественной войны из состава этих трёх авиадивизий увеличили свои победные счета в небе Кореи. Кроме того, ещё пятерым советским лётчикам из состава этих трёх авиадивизий удалось получить статус аса по итогам двух войн - Великой Отечественной и Корейской. Из состава лётчиков асов получивших статус аса в период Великой Отечественной войны (11 личных и 2 групповые победы) и сражавшихся в 1-й период войны, был потерян только один лётчик-ас: 11 ноября 1950 года погиб старший лейтенант Насонов Михаил Петрович из состава 28-го ГИАП. Из заслуг лётчиков первого периода войны для Советских ВВС, можно отметить факт повреждения 30 декабря 1950 года лётчиком 29-го ГИАП старшим лейтенантом С. М. Любимовым самолёта F-86A, которым управлял капитан Джеймс Джабара (James Jabara) из состава 334-й FIS. Кроме того, 29 марта 1951 года лётчиками 28-го ГИАП, а точнее капитаном С. И. Коробовым, был сбит бомбардировщик В-29 №45-21749 из состава 98-й BS 19-го BW, которым управлял командир 19-го BW полковник Пейн Дженнингс (Payne Jennings Jr.), который погиб в этом бою с "МиГами" 28-го ГИАП. Помимо этого, стал известен факт повторного повреждения самолёта будущего американского аса капитана Джабары в бою с "МиГами" 28-го ГИАП, который произошёл 30 марта 1951 года, и в этом была заслуга нашего аса майора П. Б. Овсянникова. Также надо отметить выдающийся результат командира эскадрильи 139-го ГИАП майора Г. И. Харьковского, который в одном бою сбил сразу 3 бомбардировщика В-29, а всего на счету этого лётчика 4 уничтоженных бомбардировщика В-29 - лучший результат среди лётчиков 64-го ИАК за весь период корейской войны! Больше майора Харьковского никто из советских лётчиков не имел столько побед над В-29 в истории этой войны. Во втором периоде корейской войны, в составе 64-го ИАК сражались две авиадивизии и один отдельный авиаполк, это: 303-я и 324-я ИАП, а также 351-й ночной отдельный ИАП. Именно лётчикам этих двух элитных авиадивизий Советских ВВС удалось добиться наибольших результатов в небе этой войны. Учитываю большое количество опытных лётчиков, имеющих богатый боевой опыт Великой Отечественной войны, а также лётчиков имеющих большой налёт на различных типах самолётов и овладевшими мастерством высшего пилотажа, становится закономерным достигнутый лётчиками этих двух авиадивизий лучших результатов за всё время участия советских лётчиков в Корейской войне. В составе 324-й ИАД за время участия в корейской войне, 18 лётчиков добились статуса асов корейской войны, на счету которых 149 побед в корейском небе. В составе 303-й ИАД 22 лётчика добились статуса аса корейской войны, на счету которых 198 личных и ещё 4 групповые победы. В итоге 40 лётчиков асов сбили во втором периоде Корейской войны 351 самолёт противника. Это самый лучший результат среди авиачастей 64-го ИАК за весь период войны в Корее! Закономерно, что самое большое число награждённых званием Героя Советского Союза приходится именно на данный период войны. В составе 324-й ИАД было 6 лётчиков награждённых этой высокой наградой Родины (один из них посмертно). Ещё 12 лётчиков награждённых званием Героя Советского Союза было среди лётного состава 303-й ИАД. Из числа лётчиков асов периода Великой Отечественной войны воевавший в составе 324-й ИАД, только двое (А. Ф. Васько и Н. К. Кирисов) увеличили свои победные счета на этой войне. Кроме того, по крайней мере, ещё один лётчик 324-й ИАД по итогам двух войн - Великой Отечественной и Корейских войн, - стал лётчиком-асом (А. А. Плиткин). Из состава 324-й ИАД в боях с американскими лётчиками были сбиты 3 наших аса из состава 176-го ГИАП: 18 июня 1951 года - капитан С. П. Субботин, 22 июня 1951 года - старший лейтенант А. А. Плиткин, 17.01.1952 года - С. М. Крамаренко. Все они спаслись на парашютах. Кроме того, в бою 20 июня 1951 года был подбит самолёт капитана Г. И. Геся из состава того же 176-го ГИАП, но ему удалось благополучно посадить свой повреждённый самолёт на своём аэродроме. В составе 176-го ГИАП в воздушном бою 11 июля 1951 года погиб в воздушном бою старший лейтенант Б. А. Образцов, которому указом ПВС СССР от 10.10.1951 года посмертно награждён медалью "Звезда Героя" и орденом Ленина. Это единственный Герой Советского Союза из состава 324-й ИАД, погибший на этой войне. Кроме того, в составе так называемой группе "Норд" под командованием генерала Благовещенского, которая была прикомандирована к 324-й ИАД, погиб в воздушном бою 31 мая 1951 года майор Иван Тимофеевич Перевозчиков, которого в том бою сбил 1-й лейтенант Бобби Л. Смит (Bobbie L. Smith) из состава 335-й FIS. В свою очередь лётчики 324-й ИАД в воздушных боях сбили двух американских майоров: Рональда Д. Ширлоу (Ronald D. Shirlaw) из 334-й FIS 4-го FIW (попал в плен) и Бернарда К. Зайтциегера (Bernard K. Seitzinger) из 7-й FBS 49-го FBW (он погиб), подполковника ВВС США Джеймса Р. Витта (James R. Witt из 182-й FBS 136-го FBW (попал в плен), а также самого командира 136-го FBW полковника Альберта С. Прендергаста (Albert C. Prendergast), который погиб 4 ноября от огня лётчика 176-го ГИАП капитана Н. М. Гончарова. Учитывая. что ещё одного офицера штаба подполковника Ричарда Маркса (Richard E. Marks) из руководства 136-го FBW (попал в плен) сбили лётчики 303-й ИАД, то можно сказать, что наши лётчики полностью "обновили" руководство 136-го авиакрыла ВВС США. Правда, надо отметить, что никто из перечисленных высших офицеров ВВС США не имел статуса аса. В свою очередь лётчикам 324-й ИАД удалось подбить в боях машины 3-х американских асов: первым американским асом, который пострадал от огня лётчика 176-го ГИАП капитана С. М. Крамаренко, был командир 4-го FIW подполковник Гленн Иглстон (Glenn T. Eagleston), чей самолёт был серьёзно повреждён в бою 17 июня 1951 года, а также в бою 20 мая 1951 года лётчик 196-го ИАП старший лейтенант В. И. Алфеев также повредил самолёт будущего американского аса Корейской войны капитана Джеймса Джабары (James Jabara), который в последствии записал на свой счёт 15 побед в корейском небе. И, наконец, лётчик 196-го ИАП старший лейтенант А. М. Кочегаров подбил 16 октября 1951 года самолёт командира 4-го FIW полковника Харрисона Тинга (Harrison Thyng). Капитану П. С. Милаушкину из состава 176-го ГИАП удалось сбить в воздушном бою 13 декабря 1951 года самолёт капитана Кеннета Чендлера (Kenneth D. Chandler) из состава 336-й FIS. Американскому лётчику удалось дотянуть до острова Чо-до, где он катапультировался и был подобран моряками ВМС США. На тот момент на счету капитана Чендлера значились 4 уничтоженных на земле МиГ-15 и 1 в воздушном бою. Это единственный американский лётчик, которому удалось уничтожить на одном из северокорейских аэродромов 4 реактивный самолёта противника. Правда, сбивать в воздушном бою эти же "МиГи" было куда сложнее, и как выяснил на своей шее сам Чендлер, ещё и не безопасно для своего здоровья! Из состава 303-й ИАД в небе Кореи были сбиты и погибли в бою 2 советских аса: старший лейтенант Степанов Василий Иванович (6.01.1952 г.) и капитан Шаталов Герман Тимофеевич (28.11.1951 г.) - оба похоронены в китайской земле на русском кладбище в Порт-Артуре (ныне г. Люйшунь). Также погиб в бою старший лейтенант Евгений Михайлович Стельмах из состава 18-го ГИАП, который хоть и не был асом (2 победы), но героически погиб в бою за корейскую землю и посмертно награждённый "Звездой Героя". Также был дважды сбит лучший ас 303-й ИАД капитан Лев Кириллович Щукин, но оба раза он благополучно спасался на парашюте, правда, в последний раз приземлился неудачно и побился о камни, после чего долго лежал в госпитале. Трижды возвращался на аэродром повреждённым командир 17-го ИАП майор Г. И. Пулов, которого один раз довольно серьёзно "пощипали" пилоты "Сейбров". Из состава 303-й ИАД как минимум 4 лётчика-аса периода Великой Отечественной войны увеличили свои победные счета. Кроме того, увеличив свои победные счета в Корейской войне, по итогам двух войн стали асами как минимум ещё 3 лётчика 303-й ИАД, это капитан Д. А. Тарасов (18-й ГИАП), майоры Б. В. Масленников (17-й ИАП) и Н. И. Герасименко (18-й ГИАП). На счету лётчиков 303-й ИАД также есть ряд громких побед, когда сбивались высокого ранга офицеры ВВС США: например майору Д. П. Оськину удалось сбить F-84 подполковника Ричарда Маркса (Richard E. Marks) из состава 136-го FBW, который попал в плен. В октябрьских сражениях 1951 года с соединениями бомбардировщиков В-29, среди экипажей погибших или попавших в плен было несколько старших офицеров в звании майора и выше, однако пилотов асов ВВС США, к сожалению, среди них не было. В этом компоненте лётчикам 303-й ИАД повезло меньше, чем лётчикам 324-й ИАД, у которых на счету были победы над американскими асами. В итоге, за второй период воздушной войны в небе Кореи Советские ВВС потеряли в небе Кореи 2-х лётчиков-асов корейской войны (Степанов и Шаталов), а также одного аса периода Великой Отечественной войны (Перевозчиков). Ещё 3 аса Корейской войны были сбиты (Субботин, Крамаренко и Щукин), причём Щукин был сбит дважды, но все они спаслись на парашютах. Также был сбит лётчик, ставший асом по итогам двух войн (Плиткин), который спасся на парашюе. Ещё двое лётчиков аса были подбиты в боях, но благополучно вернулись на свой аэродром (Гесь и Пулов), а также ранение получил в бою подполковник А. П. Сморчков в бою 24 октября 1951 года с бомбардировщиками с В-29. На балансе советских лётчиков в указанный период войны: один сбитый американский ас Корейской войны Ричард Бекер (Richard S. Becker) и серьёзное повреждение машин ещё двух американских асов этой войны, плюс повреждение машины Гленна Иглстона (Glenn T. Eagleston) - аса Второй Мировой войны. Хотя побед и потерь среди элиты истребительной авиации сторон на стороне американцев в данный период, но здесь надо учитывать и другой аспект. Дело в том, что пилоты 5-й ВА ВВС США сражались исключительно с истребительной авиацией противника, то советские лётчики из состава 64-го ИАК сражались в небе Кореи со всеми родами авиации противной стороны. Причём, наши лётчики акцент делали на борьбу и уничтожение именно ударных самолётов противника, а с истребителями противника дрались поскольку, постольку это было необходимо для решения основной боевой задачи - прорыву к ударным самолётам противника. Как показали дальнейшие события воздушной войны в небе Кореи, когда советским лётчикам пришлось больше вести бои с истребительной авиацией противника, то потери в рядах американских асов резко возросли. А ведь в дальнейших периодах воздушной войны, над просторами Северной Кореи, в сражениях против асов 5-й ВА ВВС США участвовали советские лётчики, уступающие по своей подготовке лётному составу 64-го ИАК второго периода войны. Так что, если бы элитные 303-я и 324-я дивизии начали воевать в небе Кореи, например с середины 1952 года, то с большой долей уверенности можно предположить, что потери в рядах американских асов были бы намного больше. * * *В третьем периоде воздушной войне в небе Кореи, в составе 64-го ИАК сражались также две авиадивизии: 97-я ИАД ПВО и 190-я ИАД. Лётчики этих дивизий сражались в небе Кореи не очень долго - около 7 месяцев, поэтому в данный период войны в небе Кореи статуса аса корейской войны удалось достигнуть только пятерым лётчикам: двоим из состава 97-й дивизии и троим из состава 190-й дивизии. Кроме того, неофициально ещё один лётчик 190-й ИАД (старший лейтенант Алексеенко) достиг статуса аса этой войны. В итоге эти 6 лётчиков сбили в небе Кореи 36 самолётов ВВС США и самое интересное, что никто из них не был сбит, только Алексеенко один раз был подбит в бою, но благополучно вернулся на свой аэродром. Ещё 2 лётчика, прибывшие в Китай на новую войну в статусе асов Великой Отечественной войны (В. М. Дудниченко и А. Р. Прудников) увеличили свои победные счета. Кроме того, ещё как минимум одному лётчику 190-й ИАД (В. А. Лазарев) удалось увеличить свой победный счёт и по итогам двух войн получить статус аса. В свою очередь, лётчиками 97-й и 190-й ИАД были сбито гораздо больше американских асов: 10 февраля был сбит старшим лейтенантом Михаилом Авериным известный американский ас майор Джорж Дэвис (George A. Davis), который погиб в этом бою. 2-го, 3-го и 4-го марта лётчики 190-й и 97-й ИАД записали на свой счёт 4 уничтоженных F-86, однако американская сторона признаёт в эти дни только потерю 6 своих F-84 из состава 49-го и 136-го FBW. Может так получиться, что наши лётчики просто ошибочно записали на свой счёт несуществующих "Сейбров", а на самом деле в эти 3 дня сражались в небе Кореи с "Тандерджетами", а не с "Сейбрами". Ведь лётчики новой смены ещё плохо разбирались в типах самолётов авиации противника. Так что возможно старший лейтенант И. С. Мельник из состава 256-го ИАП сбил 3 марта самолёт одного из командиров 136-го FBW (не везёт этому авиакрылу, командиры которой частенько погибают на этой войне) - в этот день был сбит F-84E №50-1169 подполковника Джеральда Монтгомери (Gerald E. Montgomery) из штаба 136-го FBW, который погиб в этом вылете. 16 марта в воздушном бою с летчиками 190-й ИАД погибает английский лётчик Джон Болдуин (John R. Baldwin), который проходил боевую стажировку в составе 16-й FIS 51-го FIW. Его F-86E №50-0668 сбил молодой лётчик старший лейтенант А. Ф. Бондаренко из состава 256-го ИАП. 13 апреля капитан А. С. Бойцов из состава 16-го ИАП сбивает самолёт майора ДЖорджа Вендлинга (George V. Wendling) из штабного звена 51-го FIW, который погиб в этом бою. Причём сбит американский лётчик был над китайской территорией. 30 апреля лётчик 494-го ИАП старший лейтенант И. П. Потелицын в воздушном бою сбивает F-86E №51-2786 одного из командиров 51-го FIW полковника Альберта Шинца (Albert W. Schinz), которому удалось дотянуть до одного из островков в Жёлтом море и катапультироваться. Его искали 30 дней, пока нашли и вывезли с острова. Правда, в отчёте за 4 мая 1952 года Штаба 64-го ИАК указано, что в этот день, когда был сбит полковник Шинц, с "Сейбрами" дрались лётчики 821-го ИАП. 13 мая был сбит и попал в плен командир 51-го FIW полковник Уолкер Махурин (Walker Mahurin), который попал в плен. Предположительно его сбил майор А. Р. Прудников из состава 821-го ИАП. 4 июля лётчик 494-го ИАП капитан В. Р. Крутских сбил капитана Клиффорда Джолли (Clifford D. Jolley) из состава 335-й FIS, - будущего американского аса Корейской войны. Тогда капитану Джолли повезло, и он спасся на парашюте над морем, где его вскоре подобрала ПСС ВМС США. В итоге лётчики 190-й ИАД сбили 2-х асов ВВС США, один из которых попал в плен, а также сбили ещё как минимум 3-х старших офицеров ВВС США и Англии. Лётчики 97-й ИАД сбили одного американского аса и как минимум одного старшего офицера ВВС США. Потери лучших пилотов ВВС США были гораздо выше, чем среди пилотов такого же уровня третьей смены 64-го ИАК. В большинстве случаях, лучших пилотов ВВС США сбивали молодые советские лётчики, которые даже боевого опыта не имели, да и налёт на реактивной технике был у них на порядок ниже, чем у именитых асов 4-го и 51-го авиакрыльев ВВС США. Это говорит о том, что хотя школа подготовки воздушных бойцов в СССР и уступала подготовке заокеанских асов воздушного боя в некоторых компонентах, но всё же выдавала "на гора" не меньшее количество замечательных воздушных бойцов! * * *В последний, четвёртый период войны, состав 64-го ИАК был наиболее внушительным по сравнению с предыдущими периодами. Впервые в составе корпуса одновременно воевали 3 полновесные авиационные дивизии 3-полкового состава. Кроме того, в составе дивизии воевали в данный период войны ещё 4 отдельных авиаполка - всего 13 авиаполков Советских ВВС. Это была внушительная сила, и с ней необходимо было считаться, какая бы подготовка ни была у лётчиков этих авиадивизий. Первыми вступили в бой в июне - июле 1952 года лётчики 133-й ИАД ПВО, за ними в августе вступили в бой лётчики 216-й ИАД ПВО и последними - в сентябре 1952 года - 32-я ИАД. С ними рядом в одно время сражались 2 авиаполка морской авиации ТОФ и 2 ночных авиаполка перехватчиков. В составе этих 3-х авиадивизий и отдельных авиаполков, в небе Кореи сражались 12 Героев Советского Союза, а также ещё более десятка летчиков асов воевавших в годы Великой Отечественной войны. Из этого числа Героев Советского Союза, 9 человек непосредственно участвовали в боевых вылетах и воздушных боях. Пятеро из них увеличили свои личные счета побед в небе Кореи. Не обошлось и без потерь: погиб один Герой Советского Союза и ещё один получил тяжёлое ранение. В составе 133-й ИАД увеличили свои победные счета, следующие лётчики асы периода Великой Отечественной войны: командир 415-го ИАП Герой Советского Союза майор П. Ф. Шевелёв - в небе Кореи одержал 2 личных победы; помощник командира 726-го ИАП по ВСС майор В. И. Чиж - в небе Кореи одержал 2 личных победы; заместитель командира АЭ по лётной части 726-го ИАП капитан Н. И. Иванов - в небе Кореи одержал 3 победы. Из заслуг лётчиков 133-й авиадивизии, можно отметить успех командира эскадрильи 147-го ГИАП майора Н. И. Шкодина, который в бою 21 сентября 1952 года подбил самолёт майора Джека Масса (Jack E. Mass) из состава 335-й FIS, который совершая посадку потерпел крушение и разбил свой F-86A №49-1227 окончательно, чудом оставшись в живых. Также довольно известна победа капитана Н. И. Иванова 1 августа над майором Феликсом Эсла (Felix Asla) из состава 336-й FIS. Лётчики 216-й ИАД сражались в небе Кореи более результативнее и в составе дивизии 3 лётчика стали асами этой войны. Более того, один из них (М. И. Михин) был удостоен звания Героя советского Союза. Вместе они сбили 21 американский самолёт и ещё 5 подбили. В составе 518-го ИАП асом Корейской войны с 9 личными и 3 подбитыми американскими самолётами, стал капитан М. И. Михин - заместитель командира АЭ по лётной подготовке. Кроме того, ещё один ас периода Великой Отечественной войны в составе этого полка увеличил свой победный счет. Это сделал заместитель командира АЭ по лётной подготовке капитан В.Г. Казаков, который увеличил свой счёт ещё на 3 самолёта ВВС США. Никто из лётчиков асов 518-го ИАП в небе Кореи сбит не был. В свою очередь, лётчики 518-го ИАП сбили 2-х довольно опытных пилотов ВВС США. Так 22 августа 1952 года заместитель командира АЭ капитан М. Н. Игнатов сбил F-86F №51-2866 майора Финчера Делтиса (Fincher H. Deltis) из состава 16-й FIS 51-го FIW, который погиб в этом бою. Затем в бою 21 ноября 1952 года отличился капитан В. Г. Казаков, который сбил F-86E №51-2489 майора Лили Вернона (Lily J. Vernon) из состава 25-й FIS 51-го FIW, которому удалось спастись на парашюте и вернуться в свою часть. В составе 676-го ИАП командир АЭ майор М. Ф. Юдин сбил в небе Кореи 3 американских самолёта. Ещё один лётчик-аса периода Великой Отечественной войны, командир АЭ майор И. Ф. Гнездилов в небе Кореи увеличил свой победный счёт на одну победу. К сожалению, в бою 29 июня 1953 года прославленный ас Великой Отечественной войны Герой Советского Союза подполковник И. М. Горбунов был сбит и погиб от огня американских лётчиков. Ещё 2 лётчика из 676-го полка были серьёзно повреждены в боях с американскими лётчиками: были подбиты машины капитана А. Ф. Юрченко (08.09.1952) и капитана М. Ф. Юдина (15.09.1952) - оба благополучно вернулись на свой аэродром. В свою очередь капитан Юдин сбил 17 октября 1952 года самолёт подполковника Карла Стюарта (Carl W. Stewart) из состава 16-й FIS 51-го FIW, который спасся на парашюте и вернулся в часть. Затем лётчик 676-го полка старший лейтенант В. П. Алтунин подбил F-86F №51-2902 подполковника Реона Мэркхэма (Theon E. Markham) из состава 39-й FIS 51-го FIW, который при посадке потерпел аварию и разбил свой самолёт окончательно, сам при этом уцелел. И, наконец, в бою 29 июня 1953 года старший лейтенант М. Г. Сапегин сбил F-86F №52-4312 майора Фламма Харпера (Flamm D. Harper) из состава 18-го FBW, который спасся на парашюте и его смогли вывезти на вертолёте с вражеской территории. К этому надо ещё добавить, что Сапегину удалось подбить 22 июня самолёт другого американского аса - 1-го лейтенанта Генри Баттелмэна из 25-й FIS. В составе 878-го ИАП тоже оказался только один лётчик, которому удалось получить статус аса Корейской войны. Им стал заместитель командира АЭ по лётной подготовке капитан Н. М. Замескин сбивший в корейском небе 6 американских самолётов и ещё 2 повредил. Ещё 2 аса периода Великой Отечественной войны смогли увеличить свои победные счета, это: Герои Советского Союза командиры АЭ подполковник Г. С. Холодный и майор В. В. Егоров, которые смогли увеличить свои счета соответственно на 2 и 3 личных победы. Также в составе 878-го полка одному лётчику удалось увеличить своё победный счёт и по итогам двух войн стать асами: отличился в боях командир полка подполковник С. Д. Дронов, который в небе Кореи увеличил свой победный счёта на 3 сбитых самолёта США. В составе 878-го ИАП не был сбит или подбит ни один лётчик-ас. В свою очередь капитану Замескину удалось 28 сентября 1952 года сбить самолёт майора Александра Гиллиса (Alexander J. Gillis) из состава ВМС США, который проходил боевую стажировку в составе 335-й FIS 4-го FIW. Ему удалось спастись и вернуться в часть. А вот капитану С. Н. Скорову удалось в бою 15 января 1953 года подбить самолёт самого командира 51-го FIW полковника Джона Митчелла (John W. Mitchell). Лётчики 32-й ИАД также воевали результативно в корейском небе. В составе этой дивизии также троим лётчикам, удалось стать асами этой войны. Все вместе они уничтожили в корейском небе 17 американских самолётов и ещё 2 повредили. Больше всего асов было в составе 224-го ИАП, где статуса аса достигли 2 лётчика: старший лейтенант Г. Н. Берелидзе и капитан Б. Н. Сиськов - оба одержали по 5 побед и подбили по одному самолёту противника. Никто из них не был сбит или подбит на этой войне. Только одному лётчику-асу периода Великой Отечественной войны в составе 224-го полка удалось увеличить свой победный счёт на этой войне. Им оказался командир полка Герой Советского Союза подполковник Д. В. Ермаков, которому удалось в корейском небе сбить 2 самолёта ВВС США. Не повезло другому Герою Советского Союза из этого полка: заместитель командира полка по лётной подготовке подполковник К. В. Новосёлов был сбит в воздушном бою 11 октября 1952 года и хотя спасся на парашюте, но получил тяжелейшие травмы при приземлении в горной местности и больше в Корейской войне не участвовал. Ему так и не удалось увеличить свой личный счёт на этой войне! В свою очередь лётчикам 224-го ИАП удалось сбить 2-х американских асов: сначала 7 апреля 1953 года старший лейтенант Г. Н. Берелидзе сбивает капитана Гарольда Фишера (Harold E. Fischer) из состава 39-й FIS, а затем капитан Б. Н. Сиськов сбивает самолёт майора Стефена Беттинджера (Stephen L. Bettinger) из состава 336-й FIS - оба американских пилота попали в плен, где провели 2 года. В составе 535-го ИАП не оказалось лётчиков, которым удалось бы достичь 5 и более побед. Самым результативным в данном полку оказался капитан В. А. Уткин, которому удалось сбить 4 и повредить ещё 4 американских самолёта. Никто из лётчиков-асов периода Великой Отечественной войны не отличился в корейском небе, как и потерь среди них на этой войне также не было. Лётчикам 535-го полка удалось сбить одного американского аса: 3 октября 1952 года старший лейтенант Ф. И. Маслеев сбил майора Фредерика Блисса (Frederick C. Blesse) из состава 334-й FIS 4-го FIW, которому удалось дотянуть до спасительного острова Чо-до и там катапультироваться. Кроме того, капитану П. Н. Блинову удалось сбить F-86F №51-2861 капитана Уинслоу Мюррея (Winslow A. Murray) из состава 335-й FIS 4-го FIW, которому удалось спастись и вернуться в часть. В составе 913-го ИАП в корейском небе особо отличился капитан С. А. Федорец, сбивший больше всех в дивизии американских самолётов - 7, и ставший единственным асом в данном авиаполку. В составе 913-го ИАП был сбит и один лётчик-ас: 12 апреля 1953 года капитан Федорец, которому удалось спастись на парашюте и снова участвовать в боях. В свою очередь, тому же капитану Федорцу удалось сбить самолёт самого результативного аса ВВС США в Корейской войне капитана Джозефа Макконнела (Joseph M. Jr. McConnell) из состава 39-й FIS 51-го FIW, которому также удалось спастись и вернуться в часть. 21 января 1953 года отличился старший лейтенант И. И. Карпов, которому удалось сбить в воздушном бою командира 16-й FIS 51-го FIW подполковника Едвина Эллера (Edwin L. Heller), который попал в плен. Кроме того, командиру эскадрильи майору А. Б. Попову удалось в воздушном бою 16 июня 1953 года сбить самолёт F-86E №51-2832 майора Джона Джираудо (John C. Giraudo), который также попал в плен. И, наконец, старшему лейтенанту Л. И. Малевскому удалось сбить 30 апреля 1953 года самолёт другого американского аса капитана Лонни Мура (Lonnie R. Moore) из состава 335-й FIS 51-го FIW, который спасся на парашюте и вернулся в часть. Из состава отдельных полков ночных перехватчиков, в ночных сражениях отличился заместитель командира 351-го ИАП по лётной части майор А. М. Карелин, которому удалось в ночных сражениях сбить 6 и повредить ещё 2 самолёта ВВС США. Кроме того, в составе 351-го полка ещё одному лётчику по итогам двух войн удалось достичь статуса аса. Им стал командир АЭ капитан П. Ф. Душин, которому в небе КНР и КНДР удалось сбить ещё 3 самолёта противника. В составе морских авиаполков ТОФ, которые участвовали в этой войне (578-й и 781-й), никто не смог добиться 3 и более побед, так что асов среди моряков на этой войне не появилось. Также не было и потерь среди асов, которые воевали в составе данных авиаполков ТОФ. В итоге 53 советских лётчика-аса, которые, участвуя в боевых действиях в небе КНДР в период с 1 ноября 1950 года по 27 июля 1953 года, сбили в общей сложности около 450 вражеских самолётов и ещё около 20 сбили в группе или повредили. Это почти что 45% от общего числа уничтоженных лётчиками 64-го ИАК самолётов авиации сил ООН в корейском небе. Таким образом, советские лётчики-асы показали всему авиационному миру, и в первую очередь своему главному врагу на тот период - США, что Советские ВВС и их лётные кадры могут выполнять любую поставленную перед ними боевую задачу и надёжно защитить свои границы и свою страну от ударов с воздуха. Уроки Корейской войны надолго охладил воинствующий пыл заокеанских "ястребов" и они отказались на время от задуманной ими в штабах превентивного удара с воздуха по СССР. (Из книги И. Сейдова - "Советские асы Корейской войны". Москва, Фонд "Русские Витязи", 2010 год.)
|
Н а з а д